Комплекс артикуляционной гимнастики - свистящих, шипящих
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Комплекс артикуляционной гимнастики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

1.     Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков:

Правильная артикуляция  звуков «С», «З»:

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Трубочка» из языка.

2.     Комплекс артикуляционной гимнастики

 Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Как правило, упражнять ребёнка не обходимо лишь в тех движениях , которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука .

Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для

группы свистящих звуков (С, З, Ц)

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

«Блинчик»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, пошлепывая язык губами, произносить звуки пя-пя-пя... (месим тесто). Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. (жарим блинчик), Втягиваем распластанный язык за нижние зубы (убираем на тарелочку). Прикусываем язык (кушаем блинчик)

Указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое оп принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания.  1.  Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                          

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

«Индюк»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала произво¬дить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить го¬лос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Указания.                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.                                                  

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.        

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Качели»

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.                                                          

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—б раз.

Указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указания.                                                                                                                    

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.          

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык                            

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Грибок»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Указания.                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.                                        

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно ни одна половина не должна опускаться.                                                                                

 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.  

«Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.                                                                                        

  1 Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.                          

   2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 5 до 10.

«Кто дальше загонит мяч?»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф,  сдуть  ватку  на  противоположный  край   стола.

Методические указания.                                                                                            

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.                                    

 2. Нельзя надувать щеки.                                                                                            

 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Загнать мяч в ворота»

Указания                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.                                                                                              

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.  

«Фокус»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Указания.                                                                                                                          

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.                                            

  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя.                                                

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.  

«Чашка»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму  ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.      

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу. Поднимать и удерживать передний и боковые края языка вверху на счет от 1 до 5-10

Указания                                                                                                                      

  1. Следить, чтобы губы не помогали удерживать язык                                          

2. Кончик языка должен оставаться широким.

 5.  Артикуляционная гимнастика для постановки горлового Р:

1. Положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу и слегка подуть на него в течении 5 секунд, спрятать язык обратно в глубь рта. Повторить упражнение 3-4 раза.                                                                                             2. Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и слегка покусать его от кончика к корню, при это продвигая язык вперед. Повторить упражнение 4-5 раз.                                                                                                                        3. Открыть рот, высунуть острый, как жало язык вперед и поочередно тянуть язык, то к верхнее губе, то к нижней. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить 4-8 раз в каждую сторону. Следите за тем, чтобы при выполнении упражнения нижняя челюсть оставалась не подвижной.

4. Открыть рот, высунуть язык вперед, поочередно тянуть язык, к левому и правому уголку рта, при выполнении следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Это упражнение так же выполняется в медленном темпе 4-8 раз в каждую сторону.                                                                  5. Выдвигать нижнюю челюсть точно вперед, удержать позу в течении 10 секунд, повторить упражнение 3-4 раза.                                                              

 6. Не открывая рта давить языком поочередно, то в правую, то в левую щеку, упражнение выполнять в очень медленном темпе, повторить 4-8 раз в каждую сторону.                                                                                                              

7. Опустить уголки рта и показать нижние зубы, приподнять уголки рта и показать верхние зубы, упражнение выполнять 4-6 раз в очень медленном темпе.                                                                                                                 8. Насколько возможно максимально широко открыть рот, проводить острым языком от зубов по твердому небу в глубь рта. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась не подвижной, выполняйте упражнения в медленном темпе 6-10 раз.                                                                                                               9. Открыть рот, кончик языка поставить у верхних зуов, полностью присосать язык к твердому небу, удерживать положение в течении 10 секунд.                    

10. Открыть рот, кончик языка поставить у верхних зубов, полностью присосать язык к твердому небу, не отпуская язык от твердого неба медленно открывать и закрывать рот, Следите за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно без рывков. Повторить 6-8 раз.

После выполнения комплекса артикуляционной гимнастики нужно переходить к упражнениям для постановки правильного произношения Р и закреплению его в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках...

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)

В статье имеется описание артикуляционных упражнений для подготовки речевого аппарата к постановке шипящих звуков....

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ШИПЯЩИХ

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ШИПЯЩИХ...

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ...

Комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков...

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих (ш, ж, ч, щ)

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих (ш, ж, ч, щ)Автор составитель: Павлова А.В....

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Артикуляционную гимнастику проводит не только логопед но и родители. Такой подход позволяет ускорить процесс формирования базы.Артикуляционные упражнения для шипящих звуков нужны для того чтобы:вырабо...