Логоритмика как средство развития речи у детей.
статья по логопедии (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% -12% новорожденных появляются на свет здоровыми. Отдельную категорию составляют болезни, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.

Предложенная методических пособиях Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» тематическая направленность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучших результатов в обучении и воспитании, формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движений.

Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Задачи:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

- формировать умение перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;

- воспитывать у детей понятие о соблюдении  заранее установленных правил.

 

коррекционные:

- развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Оздоровительные задачи:

 

- укрепление костно-мышечного аппарата;

- развитие физиологического дыхания;

-  развитие координации движений и моторных функций;

- воспитание правильной осанки, походки, грации движений;

- развитие ловкости, силы, выносливости.

 

Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

В логоритмике выделяют два основных направления:

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

 

Принципы  организации занятий по логопедической ритмике.

Принцип систематичности. Логоритмические занятия проводятся  два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения. 

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

 

Основные требования к построению логоритмической деятельности

Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, Л. И. Зайцева,Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество часов в год – 31. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление

дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или учитель-логопед.

Методы и приёмы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности

Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения.

Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Слушание музыки я использую в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти.
 

Наиболее эффективно зарекомендовал себя прием – «нарисуй, о чем рассказала музыка» (т. е. дети выражают свое отношение к музыке не словами, а с помощью красок и узоров на отдельном листе бумаги). Таким образом, развиваем у детей психомоторную функцию, воображение, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительно-двигательную координацию.

Сочетание слов, музыки, зрительного образа и инсценировок углубляют детские впечатления.

Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.

Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных, использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука закреплению правильного произношения.

Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т. е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
 

В ходе работы над текстом разучиваемой песни, нужно проводить работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использую так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого есть специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова. Кроме того, они способствуют снятию стрессовых состояний. Я использую эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

В работе над дикцией используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т. к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

Благодаря этому исчеает излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогает решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

 

В целом, все вышеперечисленные приемы способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).

Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. [/i]Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания является музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения выполняются в темпе музыки.

Стихотворные игры являются маленькими театрализованными этюдами, которые воздействуют на сферу чувств: развивают умение радоваться, печалиться, будят соучастие.

Игры помогают психологической адаптации в коллективе. Когда действуют все вместе, даже самый несмелый ребенок включается в общий процесс превращений. Перевоплощаясь, дети получают возможность отрабатывать модели поведения: они смелее выступают от лица какого-то персонажа, чем от своего собственного лица.

 

Речевые игры готовят детей к будущим инсценировкам, театральным играм и постановкам. Игра связывает ребенка и взрослого в единое целое и является сильным педагогическим средством, где ребенок постепенно начинает чувствовать себя легко, естественно, свободно. Он преодолевает неуверенность в себе, повышает собственную самооценку.

Кроме того, вышеперечисленного, в играх используются элементы мимики и пантомимики, дети учатся распознавать и выражать эмоции: радость, печаль, удивление, восторг, огорчение. Дети пытаются изображать животных, моделировать поведение отдельных персонажей, учатся сочетать напряжение мышц и их расслабление, что необходимо для правильного выполнения танцевальных и физкультурных движений.

Дети в повседневной жизни, на прогулке повторяют эти игры, начинают придумывать что-то свое, сочинять, развиваются их творческие наклонности.

Радость, которую получают наши воспитанники во время логоритмических игр, дает позитивный настрой и стремление проявлять себя, что в дальнейшем помогает приобрести уверенность в своих силах.

Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда.
 

Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

Практические материалы для занятий.

ПУГАЛО

Охраняет пугало все понемножку

(Загибают пальцы)

Ягоды, огурчики,

Репку и картошку.

Рукавами машет,

(Свободно машут руками из стороны в сторону)

Шевелит усами.

(показывают «длинные» усы.)

Ну-ка вы, пернатые,

(грозят пальцем)

Улетайте сами!

(широко взмахивают руками)

А не то, как потянусь,

Движение рукой вправо вверх.

Вас достану сразу.

Движение другой рукой влево вверх

Жалко только, к палке

Жалобная гримаса

Крепко я привязан!

Покачиваясь из стороны в сторону, не отрывая но от пола

Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».

ЛАДОШКИ

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)

Часто умываемся,

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

 

Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.

МАШИНА

Би-би-би - Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук - Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем, Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу - Они шуршат.

(Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса. Та-та-та - Вперед спешат.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

ЛУЖИ

Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам.

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)

Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках.

(Притопываем ногами)

Кап-кап-кап Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)

Оп-оп-оп — Вода по спинке.

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)

Буль-буль-буль — Упала шапка.

(Приседаем)

Ой-ой-ой, кругом вода.

(Кружимся)

Да-да-да, себя так жалко.

(Киваем головой)

Одевайтесь в дождь всегда!

ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачиваем руками вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(Потираем щеки)

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

(Постукиваем пальцем по носу)

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

КАША

Эта каша для Любаша,

(держат перед собой руки, сложенные ковшиком)

Пар над кашей поднялся.

(тянут руками вверх)

Где же каша?

(пожимают плечами)

Нету! Вся!

(отрицательно качают головой, а потом машут рукой)

ПЕТУХ

Петя, Петенька, петух Весь раскрашен в прах и пух.

(стоят лицом в центре круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями)

Разноцветный, весь цветной

(идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.

И кричит как заводной: «Ку-ка-ре-ку!»

(кукарекают)

ЗВЕРИ

Зайка скачет по кусточкам,

(скачут на обеих ногах, сделав «ушки» из ладоней)

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

(Прыгают,сложив руки перед грудью)

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

[i](идут вперевалочку)

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ёжик.

(двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)

АКВАРИУМ

Улитки ползут, Свои домики везут

(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)

Рогами шевелят, На рыбок глядят.

(Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)

Рыбки плывут, Плавничками гребут.

(Передвигая по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад)

Влево, вправо поворот, А теперь наоборот.

(Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

 

В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. (Уж, как шла Лиса по травке и т.д.) Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. Необходимо научить детей открывать широко рот при пении! Очень полезно использовать прием пропевания знакомой песни без слов- на слоги ДУ и ЛЯ (например, спеть песню «Жили у бабуси, два веселых гуся»). Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки,-лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению произношения. 

 

Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки, которые необходимо пропевать. Такие распевки на определенные звуки применяются согласно плану прохождения данных звуков на фронтальных занятиях учителя-логопеда.

 

В некоторых распевках для развития силы голоса необходимо отстукивать ритм и делать ударение на заданный слог: сначала на первый слог, затем на второй и т.д. Сначала надо проговорить текст, прохлопать ритм, сделать ударение на слоги, а потом уже пропеть эту распевку разными вариантами. «Осень» Ла-ла-ла, ла-ла-ла- это осень к нам пришла Ул-ул-ул, ул-ул-ул- ветерок, вдруг подул Ила-ила-ила, ила-ила-ила- листва в воздухе кружила Али-али-али, али-али-али- все мы осень очень ждали

 

Распевка нот звукоряда на диафрагмальном дыхании: «Звуки музыки» До- воробышка гнездо Ре- деревья во дворе Ми- котёнка накорми Фа - в лесу кричит сова Соль - играет детвора Ля - запела вся земля Си- поём мы для того, Чтобы вновь вернуться к До. Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Нужно спеть слитно и протяжно несколько гласных звуков на одном выдохе, не забывая «брать дыхание»

 

Пропевание гласных на одном дыхании. Можно спеть гласные звуки и побаюкать куклу на руках, приговаривая: а-а-а-а

 

Упражнения на дыхание выполняется сначала без музыки, затем с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. («Едет, едет, паровоз…Чух-чух-чух-чух»-на каждую фразу делается вдох и потом уже пропеваем фразу)   Можно представить, что каждый звук можно «понюхать»  как цветок. Для этого соберем все пальцы вместе и втянем воздух носом, а затем: -медленно и долго подуй на свои ладошки; - коротко выдохни воздух на каждый пальчик; -подуй, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдуй до конца весь воздух.

 

Упражнения на дыхание можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Это способствует правильному распределению дыхания. Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют попевки и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.

 

Песенки-игры можно использовать как упражнение на силу голоса. Сначала детям дается задача пропеть песню громко (ворон сидит на дубу близко) и потом уже спеть тихо (ворон сидит на дубу далеко). Сидит ворон на дубу Он играет во трубу У-У-У, У-У-У,У-У-У Я на горке стою Громко(тихо) песенку пою Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю (девочка стоит на горке сначала далеко-дети поют тихо, следующий раз пропеть громко-девочка стоит на горке близко). 

Полезно предложить детям cпеть любую попевку “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки” или голосом папы, голосом мамы и голосом ребенка. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

 

При пении нужно следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным Пение гласных звуков оказывает положительное воздействие на организм Пропевание одних звуков-подзаряжает энергией, успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса   Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, повышает сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям

 

-Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию) -Совершенствует артикуляционный аппарат; -Формируется диалогическая, эмоционально- насыщенная, выразительная речь. Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка: -Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса

 

Песенки-приветствия создают доброжелательный настрой. Музыкальные формулы самовнушения  на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. «Я — хороший, ты – хороший. Я умный. Я добрый. Я просто чудо. Я люблю вас всех! Ты умный. Ты добрый. Ты просто чудо. Я люблю вас всех!»

 

 

Результаты деятельности

  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • Развитие речевого выдоха;
  • Улучшение речевой памяти;
  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
  • Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

 

Используемая литература.

1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2007

2. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

4. Радынова О. П «Музыкальное воспитание детей»

5. Тютюнникова Т. Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

6. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

7. Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

8. Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_sredstvo_razvitiya.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Логоритмика как средство развития речи у детей.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% -12% новорожденных появляются на свет здоровыми. Отдельную категорию составляют болезни, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.

Предложенная методических пособиях Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» тематическая направленность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучших результатов в обучении и воспитании, формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движений.

Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Задачи:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

- формировать умение перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;

- воспитывать у детей понятие о соблюдении  заранее установленных правил.

коррекционные:

- развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Оздоровительные задачи:

- укрепление костно-мышечного аппарата;

- развитие физиологического дыхания;

-  развитие координации движений и моторных функций;

- воспитание правильной осанки, походки, грации движений;

- развитие ловкости, силы, выносливости.

Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

В логоритмике выделяют два основных направления:

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы  организации занятий по логопедической ритмике.

Принцип систематичности. Логоритмические занятия проводятся  два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения. 

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

Основные требования к построению логоритмической деятельности

Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, Л. И. Зайцева,Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество часов в год – 31. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление

дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или учитель-логопед.

Методы и приёмы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности

Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения.

Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Слушание музыки я использую в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти.

Наиболее эффективно зарекомендовал себя прием – «нарисуй, о чем рассказала музыка» (т. е. дети выражают свое отношение к музыке не словами, а с помощью красок и узоров на отдельном листе бумаги). Таким образом, развиваем у детей психомоторную функцию, воображение, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительно-двигательную координацию.

Сочетание слов, музыки, зрительного образа и инсценировок углубляют детские впечатления.

Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.

Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных, использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука закреплению правильного произношения.

Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т. е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

В ходе работы над текстом разучиваемой песни, нужно проводить работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использую так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого есть специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова. Кроме того, они способствуют снятию стрессовых состояний. Я использую эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

В работе над дикцией используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т. к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

Благодаря этому исчеает излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогает решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

В целом, все вышеперечисленные приемы способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).

Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. [/i]Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания является музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения выполняются в темпе музыки.

Стихотворные игры являются маленькими театрализованными этюдами, которые воздействуют на сферу чувств: развивают умение радоваться, печалиться, будят соучастие.

Игры помогают психологической адаптации в коллективе. Когда действуют все вместе, даже самый несмелый ребенок включается в общий процесс превращений. Перевоплощаясь, дети получают возможность отрабатывать модели поведения: они смелее выступают от лица какого-то персонажа, чем от своего собственного лица.

Речевые игры готовят детей к будущим инсценировкам, театральным играм и постановкам. Игра связывает ребенка и взрослого в единое целое и является сильным педагогическим средством, где ребенок постепенно начинает чувствовать себя легко, естественно, свободно. Он преодолевает неуверенность в себе, повышает собственную самооценку.

Кроме того, вышеперечисленного, в играх используются элементы мимики и пантомимики, дети учатся распознавать и выражать эмоции: радость, печаль, удивление, восторг, огорчение. Дети пытаются изображать животных, моделировать поведение отдельных персонажей, учатся сочетать напряжение мышц и их расслабление, что необходимо для правильного выполнения танцевальных и физкультурных движений.

Дети в повседневной жизни, на прогулке повторяют эти игры, начинают придумывать что-то свое, сочинять, развиваются их творческие наклонности.

Радость, которую получают наши воспитанники во время логоритмических игр, дает позитивный настрой и стремление проявлять себя, что в дальнейшем помогает приобрести уверенность в своих силах.

Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда.

Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

Практические материалы для занятий.

ПУГАЛО

Охраняет пугало все понемножку

(Загибают пальцы)

Ягоды, огурчики,

Репку и картошку.

Рукавами машет,

(Свободно машут руками из стороны в сторону)

Шевелит усами.

(показывают «длинные» усы.)

Ну-ка вы, пернатые,

(грозят пальцем)

Улетайте сами!

(широко взмахивают руками)

А не то, как потянусь,

Движение рукой вправо вверх.

Вас достану сразу.

Движение другой рукой влево вверх

Жалко только, к палке

Жалобная гримаса

Крепко я привязан!

Покачиваясь из стороны в сторону, не отрывая но от пола

Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».

ЛАДОШКИ

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)

Часто умываемся,

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

 

Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.

МАШИНА

Би-би-би - Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук - Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем, Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу - Они шуршат.

(Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса. Та-та-та - Вперед спешат.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

ЛУЖИ

Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам.

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)

Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках.

(Притопываем ногами)

Кап-кап-кап Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)

Оп-оп-оп — Вода по спинке.

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)

Буль-буль-буль — Упала шапка.

(Приседаем)

Ой-ой-ой, кругом вода.

(Кружимся)

Да-да-да, себя так жалко.

(Киваем головой)

Одевайтесь в дождь всегда!

ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачиваем руками вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(Потираем щеки)

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

(Постукиваем пальцем по носу)

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

КАША

Эта каша для Любаша,

(держат перед собой руки, сложенные ковшиком)

Пар над кашей поднялся.

(тянут руками вверх)

Где же каша?

(пожимают плечами)

Нету! Вся!

(отрицательно качают головой, а потом машут рукой)

ПЕТУХ

Петя, Петенька, петух Весь раскрашен в прах и пух.

(стоят лицом в центре круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями)

Разноцветный, весь цветной

(идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.

И кричит как заводной: «Ку-ка-ре-ку!»

(кукарекают)

ЗВЕРИ

Зайка скачет по кусточкам,

(скачут на обеих ногах, сделав «ушки» из ладоней)

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

(Прыгают,сложив руки перед грудью)

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

[i](идут вперевалочку)

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ёжик.

(двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)

АКВАРИУМ

Улитки ползут, Свои домики везут

(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)

Рогами шевелят, На рыбок глядят.

(Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)

Рыбки плывут, Плавничками гребут.

(Передвигая по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад)

Влево, вправо поворот, А теперь наоборот.

(Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. (Уж, как шла Лиса по травке и т.д.) Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. Необходимо научить детей открывать широко рот при пении! Очень полезно использовать прием пропевания знакомой песни без слов- на слоги ДУ и ЛЯ (например, спеть песню «Жили у бабуси, два веселых гуся»). Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки,-лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению произношения. 

Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки, которые необходимо пропевать. Такие распевки на определенные звуки применяются согласно плану прохождения данных звуков на фронтальных занятиях учителя-логопеда.

В некоторых распевках для развития силы голоса необходимо отстукивать ритм и делать ударение на заданный слог: сначала на первый слог, затем на второй и т.д. Сначала надо проговорить текст, прохлопать ритм, сделать ударение на слоги, а потом уже пропеть эту распевку разными вариантами. «Осень» Ла-ла-ла, ла-ла-ла- это осень к нам пришла Ул-ул-ул, ул-ул-ул- ветерок, вдруг подул Ила-ила-ила, ила-ила-ила- листва в воздухе кружила Али-али-али, али-али-али- все мы осень очень ждали

Распевка нот звукоряда на диафрагмальном дыхании: «Звуки музыки» До- воробышка гнездо Ре- деревья во дворе Ми- котёнка накорми Фа - в лесу кричит сова Соль - играет детвора Ля - запела вся земля Си- поём мы для того, Чтобы вновь вернуться к До. Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Нужно спеть слитно и протяжно несколько гласных звуков на одном выдохе, не забывая «брать дыхание»

Пропевание гласных на одном дыхании. Можно спеть гласные звуки и побаюкать куклу на руках, приговаривая: а-а-а-а

Упражнения на дыхание выполняется сначала без музыки, затем с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. («Едет, едет, паровоз…Чух-чух-чух-чух»-на каждую фразу делается вдох и потом уже пропеваем фразу)   Можно представить, что каждый звук можно «понюхать»  как цветок. Для этого соберем все пальцы вместе и втянем воздух носом, а затем: -медленно и долго подуй на свои ладошки; - коротко выдохни воздух на каждый пальчик; -подуй, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдуй до конца весь воздух.

Упражнения на дыхание можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Это способствует правильному распределению дыхания. Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют попевки и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.

Песенки-игры можно использовать как упражнение на силу голоса. Сначала детям дается задача пропеть песню громко (ворон сидит на дубу близко) и потом уже спеть тихо (ворон сидит на дубу далеко). Сидит ворон на дубу Он играет во трубу У-У-У, У-У-У,У-У-У Я на горке стою Громко(тихо) песенку пою Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю (девочка стоит на горке сначала далеко-дети поют тихо, следующий раз пропеть громко-девочка стоит на горке близко). 

Полезно предложить детям cпеть любую попевку “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки” или голосом папы, голосом мамы и голосом ребенка. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

При пении нужно следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным Пение гласных звуков оказывает положительное воздействие на организм Пропевание одних звуков-подзаряжает энергией, успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса   Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, повышает сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям

-Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию) -Совершенствует артикуляционный аппарат; -Формируется диалогическая, эмоционально- насыщенная, выразительная речь. Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка: -Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса

Песенки-приветствия создают доброжелательный настрой. Музыкальные формулы самовнушения  на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. «Я — хороший, ты – хороший. Я умный. Я добрый. Я просто чудо. Я люблю вас всех! Ты умный. Ты добрый. Ты просто чудо. Я люблю вас всех!»

Результаты деятельности

  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • Развитие речевого выдоха;
  • Улучшение речевой памяти;
  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
  • Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

Используемая литература.

1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2007

2. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

4. Радынова О. П «Музыкальное воспитание детей»

5. Тютюнникова Т. Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

6. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

7. Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

8. Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста»

Все мы знаем, что чем больше двигательная активность малышей, тем лучше развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают логоритмические игры и упражнения. А в комплек...

Логоритмика как средство развития речи у детей.

Об особенностях организации, проведения, принципах построения логоритмической деятельности....

Консультация для родителей Логоритмика как средство развития речи детей с ОНР

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и соп...

Логоритмика как средство развития речи детей

   Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодо...

Логоритмика как средство развития речи детей

Логоритмика состоит из следующих элементов:логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);чистогово...

Консультация «Логоритмика, как средство развития речи у детей»

laquo;Логоритмика, как средство развития речи у детей»  В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статисти...