Дизартрия.
консультация по логопедии

Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений. К сожалению, в настоящее время в медицинских карточках наших детей все чаще встречается такое логопедическое заключение, как дизартрия. Дизартрия – это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное нарушением иннервации органов речевого аппарата. Нарушение иннервации вследствие органического поражения центральной нервной системы. Термин «дизартрия» - неврологический, т. к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию. Симптомы и признаки дизартрии у детей. Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов, Вы родители, можете увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбивается голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся: слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребенка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение; кажется, что ребенок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет; звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются – причем не какой-то один определенный звук, а несколько или сразу все; нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребенок может задохнуться, начать часто дышать; наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый; проблемы с мелодичностью речи: ребенок не в состоянии изменить высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный. Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребенка к школе. Причины дизартрии: Родовые травмы Асфиксия Нейроинфекции Гемолитическая болезнь Черепно-мозговые травмы Нарушения кровообращения Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: Коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетания с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений. К сожалению, в настоящее время в медицинских карточках наших детей все чаще встречается такое логопедическое заключение, как дизартрия.

Дизартрия – это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное нарушением иннервации органов речевого аппарата. Нарушение иннервации вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Термин «дизартрия» - неврологический, т. к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

Симптомы и признаки дизартрии у детей.

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов, Вы родители, можете увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания.

Помимо нарушений звукопроизношения сбивается голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи.

К признакам дизартрии относятся:

слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребенка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;

кажется, что ребенок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;

звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются – причем не какой-то один определенный звук, а несколько или сразу все;

нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребенок может задохнуться, начать часто дышать;

наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;

проблемы с мелодичностью речи: ребенок не в состоянии изменить высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребенка к школе.

Причины дизартрии:

Родовые травмы

Асфиксия

Нейроинфекции

Гемолитическая болезнь

Черепно-мозговые травмы

Нарушения кровообращения

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер:

Коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетания с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Направления коррекционной работы.

Механизм речи за счет органического поражения центральной системы, поэтому первый блок – это лечение, назначенное врачом-неврологом. Первый блок – медицинский, который определяет врач-невролог. Кроме медикаментозных средств назначают ЛФК, массаж, рефлексотерапию, физиотерапию и др.     Второй блок – психолого – педагогический. Основное направление -0 это развитие сенсорных функций. Развитие слухового восприятия подготавливают базу для формирования фонематического слуха. Развитие зрительного восприятия предупреждает графические ошибки на письме. Кроме того, необходимо включить упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, графические навыки, развитие памяти, мышления.                    Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...

Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные·        ...

Дизартрия. Стертая дизартрия.

Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....

Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом...