Круглый стол с родителями детей, имеющих нарушения речи «Учимся, играем – звуки исправляем!»
материал по логопедии

Круглый стол с родителями детей, имеющих нарушения речи «Учимся, играем – звуки исправляем!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dl_roditeley_yanvar_2021-2022.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Ивановская  средняя общеобразовательная школа» корпус 1-27

Круглый стол с родителями детей, имеющих нарушения речи

«Учимся, играем – звуки исправляем!»

Подготовила:

учитель-логопед

МОУ «Ивановская СОШ»

корпус 1-27

Чернова Ю. В.

Январь

2021-2022 уч. год

Цель: Научить родителей пользоваться некоторыми приемами логопедической работы при выполнении домашних заданий для более быстрого и успешного введения в повседневную речь поставленных звуков, закрепления умений детей, полученных на логопедическом занятии в МДОУ.

Задачи:

        познакомить родителей с приемами, используемыми учителем-логопедом на занятии;

        упражнять родителей в использовании данных приемов при выполнении домашних заданий.

Оборудование: зеркала, музыкальные инструменты, мячи для пальчиковой гимнастики

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня я предлагаю поговорить не только о важности выполнения домашнего задания, но и о некоторых приемах логопедической работы, которые смогут вам пригодиться при выполнении этих заданий.

Родителям необходимо знать, что речевые нарушения отражаются на формировании личности ребенка, его поведении. Поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционный процесс. Если родители при выполнении домашних заданий будут активно использовать такие же приемы, как на занятии, дети смогут быстрее закрепить полученные знания и умения.

1.     Развитие артикуляционная моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата. Гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата, тем самым он быстрее подготовится к овладению звуками родной речи.

Для постановки каждой группы звуков требуются отдельные артикуляционные упражнения. Так, например, для постановки звука [с] требуются такие упражнения: чистим зубки, заборчик, качели, киска сердится; для звука [ш] -  окошко, чистим зубки, качели, блинчик, чашечка, вкусное варенье; для звука [л] – чистим зубки, заборчик, блинчик, поймай мышку, пароход гудит и т.д. Давайте возьмем зеркала и попробуем выполнить эти упражнения.

Молодцы! Отлично справились.

2.     Развитие мелкой моторики.

 Цель: улучшение координации и точности движений рук и глаз; развитие умения согласовывать слова и действия.

Занятия по развитию мелкой моторики очень важны, так как на ладонях находится очень много важных, биологически активных точек. Воздействуя на них можно улучшить работу других органов человека.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики в домашних условиях можно использовать – рисование пальчиками, сортировку круп в разные емкости, нанизывание различных предметов на шнурок, выкладывание узоров из мозаики, счетных палочек. Я предлагаю вам сегодня выполнить пальчиковую игру с использованием массажного мяча.

Пальчиковая игра «Ёжик» (с массажным мячом)

 

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

 

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают мяч между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают мяч между ладонями.

 

Молодцы! У вас хорошо получается!

 

3.     Развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слова.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове ДОМ? Сколько в нём звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает безошибочно ответить на эти вопросы.

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка.

Дидактическая игра: «Что звучит»

(развитие фонематического восприятия)

Цель:

- Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

- Развивать умение переключать слуховое внимание.

 Оборудование: бубен, свистулька, колокольчик, металофон, большой и маленький маракасы, погремушка.

Ход игры: педагог поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда логопед убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

      Так же можно разнообразить игру: у ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Упражнение  «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

(развитие слоговой структуры слова)

Цель:

- Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании  имен существительных родительного падежа единственного числа.

- Развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: макеты овощей – огурец, помидор, морковь, перец, лук, чеснок.

                                                                   

Ход игры:

     Логопед раскладывает перед ребёнком 6 предметов,  предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить их. Затем ребёнок закрывает глаза,  логопед убирает один предмет и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»

Огурца, помидора, моркови, перца, лука, чеснока.

Молодцы, уважаемые родители! С этим заданием вы тоже справились!

 

4.     Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание это важная часть речи. Оно участвует в создании голосового звучания. В речевом дыхании вдох намного короче выдоха по сравнению с обычным. При правильном речевом дыхании речь произносится с нормальной громкостью, проговариванием всех звуков и выразительно.

Для развития речевого дыхания можно надувать шарики, задувать свечи, дуть во всевозможные свистки, отправлять в полет семена одуванчика и так далее.

"Мычалка".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Говорим скороговорки»

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Например: на пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

5.     Развитие словарного запаса.

Речь имеет огромное значение для общения, познания окружающего мира, получения необходимых знаний, передачи и получения информации. Для приобретения навыков красивой и грамотной речи следует обогащать и развивать словарный запас ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Чем богаче словарь ребенка, тем больше у него возможностей построить правильное, красивое речевое высказывание. Словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков. Словарный запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных суффиксально-префиксальным способом (цветок→ цветочек, дерево → деревянный и т. д.).

Игра с мячом «Назови ласково»

Скажем ласково - и вот:
В слово к нам звук [к]  придет!

1.     Существительные: цветок - цветочек (карандаш, гриб, жук, шар, кукла, и т.д.);

2.     Прилагательные: синий – синень-Кий (белый, желтый, добрый, новый,  модный, умный, старый, молодой, весёлый и т.д.).

3.     Наречия: мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).

 

Игра «Скажи наоборот».


Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход игры:  

- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
- Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
- Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
- Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
- Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»). 

 

Игра «Какой? Какая? Какое?»


Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.
Ход игры:  ведущий показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. Например, яблоко – сладкое, спелое, ароматное, душистое, наливное……

 

    Итак, дорогие родители, давайте подведем итог нашего сегодняшнего мероприятия. Как вы считаете, был ли полезен для вас сегодняшний материал? (ответы).

Залогом успешной воспитательной деятельности с детьми является сотрудничество педагога с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития и воспитания личности ребёнка. Теперь и вы знаете, что для успешной коррекционной деятельности необходима комплексная работа над всеми компонентами речи. Надеюсь на вашу поддержку и тесное сотрудничество! Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...

Памятка для родителей детей имеющих нарушения речи

                                         Памятка для родителей...

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно –оздоровительного направления развития воспитанников№12 &la...

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;актуализация отношени...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Тема: "Игра - основная форма взаимодействия с ребенком"

Данная консультация раскрывает значение игры и игровой деятельности для всестороннего развития ребенка с нарушением слуха....

Круглый стол для родителей детей раннего возраста «Фольклор в игре ребенка»

Круглый стол для родителей детей раннего возраста «Фольклор в игре ребенка»...

Советы родителям детей, имеющих нарушения речи

Советы родителям детей, имеющих нарушения речи...