Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Шиндорикова Елена Григорьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно –

оздоровительного направления развития воспитанников

№12 «Берёзка»

 

 

 

Круглый стол для родителей детей средней группы

 

«Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Воспитатели: Е. Г. Шиндорикова

                                                                                                                        С. А. Климашевич

 

 

2017г.

Круглый стол для родителей

 

«Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

·         создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

·         актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;

·         обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

·         активизация речевого общения в семье.

 

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Мы хотим предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Как провести артикуляционную гимнастику. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру 

«Давайте познакомимся». Называем своё имя и качество характера на первую букву своего имени. Например, я Елена, ЕСТЕСТВЕННАЯ, Светлана - СЕРЬЁЗНАЯ. Затем я передаю мяч своей соседке, она называет свое имя вместе с качеством и так далее по кругу. Готовы? Начинаем!

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.  Игра называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.

Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.

 

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры.

 Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Игра «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

 Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте, по дороге в детский сад и т. д.

Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.

Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.

Вот пример артикуляционной гимнастики:

Язычок гулять собрался (открыть рот):

Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)
Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами, вперед — назад)
Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)
Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)
Погулял и улыбнулся.  (спрятать язык во рту, улыбнуться)

Артикуляционные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому наш совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!      

 

Воспитатель: В заключение   мы хотим вам предложить 

игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, мы передаем вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить.  Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Мы благодарим вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

    Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, мы вам дарим эти памятки - буклеты.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_r.r.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. СЛОВА.

Поиграйте с ребёнком в слова. Выберите какую-нибудь букву и по очереди называйте слова на эту букву. Если ребёнку трудно, помогите ему. Например вы выбрали слова на букву «В», то можете подсказать: «Человек, который управляет машиной…» и т.д.

  1. РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ.

Для игры нужна картинка на стене, любая открытка. Если вы сидите в поликлинике в ожидании очереди, обратите внимание ребёнка на картинки, развешенные на стенах. Попросите его выбрать одну из них и рассказать историю про героев, изображённых на картинке. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут сделать рассказ более полным и увлекательным. Время пройдёт очень быстро и ваш ребёнок будет развивать воображение и речь.

  1. СЛОВА В ДОРОГЕ

Если вам с ребёнком предстоит долгая дорога, то время пролетит незаметно во время игры в слова. По очереди называйте слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: ананас-сурок-книга-автобус и т.д.

  1. ЧТО ТАКОЕ?

В эту игру можно играть где угодно – дома, в очереди к врачу, во время поездки домой. Назовите ребёнку три определения предмета. Например: белый, мягкий, съедобный. Что это может быть?. Начинаем. Кто больше назовёт предметов. Мороженое, йогурт, сметана, крем, творог. И т.д.

  1. ПТИЦА – РЫБА – ЗВЕРЬ

Лучше если игроков будет несколько. Ведущий (сначала это будет взрослый) указывая поочерёдно на каждого игрока произносит «Птица, рыба, зверь, птица, рыба… Вдруг он останавливается и тот, на кого ведущий указал должен быстро назвать соответствующее животное. Повторять названных животных нельзя. Также с рыбами и птицами.

  1. НОВОЕ ОКОНЧАНИЕ

Для игры нужна любимая книга сказок. Пусть ребёнок выберет свою любимую сказку,  а вы прочитаете или расскажите её снова. Когда история будет приближаться к концу, остановитесь и предложите ребёнку сочинить для неё другой конец.

  1. КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ

Ведущий – вначале это может быть взрослый, а потом и ребёнок – называет самые разные живые существа, предметы, природные явления. Задача игроков – быстро сказать, как это существо или предмет звучит. Например: змея-шипит, ветер-воет, стекло-звенит и т.д. Разрешается дополнять ответы другим игрокам. Например собака не только лает, но и скулит, воет, визжит.

  1. СКАЖИ НАОБОРОТ

В этой игре ребёнку нужно как можно быстрее подобрать антонимы к словам, которые вы ему будите говорить. Например: большой-маленький, холодный-горячий, гладкий-шершавый и т.д.

  1. КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ

Взрослый называет слова, а ребёнку нужно назвать как можно больше определений этого предмета. Например: книга – тонкая, толстая, новая, знакомая, интересная, скучная и т.д.

  1. ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ

Очень важно развивать у ребёнка связную речь. Одним из способов такого развития может стать просмотр мультиков. Начните вместе с ребёнком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, но попросите малыша рассказать вам позже, что произойдёт в мультфильме. Не забудьте поблагодарить ребёнка потом.

РАБОТАЯ ВМЕСТЕ –

МЫ ДОБЬЁМСЯ ХОРОШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Круглый стол для родителей в средней группе «Игра в жизни ребёнка»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наиболее ...

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;актуализация отношени...

Круглый стол для родителей «Я говорю, играю, или как развивать речь ребёнка»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....

Сценарий круглого стола для родителей детей средней группы "О здоровье всерьез"

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада...