Семинар-практикум для педагогов «Будем логопедами!»
материал по логопедии

Семинар-практикум для педагогов «Будем логопедами!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov_mart_20-21.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Ивановская  средняя общеобразовательная школа» корпус 1-27

Семинар-практикум для педагогов

«Будем логопедами!»

Подготовила:

учитель-логопед

МОУ «Ивановская СОШ»

корпус 1-27

Чернова Ю. В.

Март

2020-2021 уч. год

Цель: Знакомство участников мастер – класса с элементами работы учителя – логопеда

Задачи

1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.

2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

Семинар помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Участники семинара-практикума делятся на три команды. Затем проводятся конкурсы.  

Оборудование:  карточки со словами-антонимами, карточки для выполнения упражнений по мелкой моторики, картинки по артикуляционной гимнастике, кусочки ваты.  

План проведения мастер – класса: 1. Знакомство с целями и задачами мастер- класса

2 Методика обучения воспитателей играм и игровым упражнениям по дыхательной артикуляционной гимнастике.

3. Объяснение и практический опыт способа постановки звука [ш].

4. Знакомство воспитателей с пособиями для занятий с ребёнком по развитию речи и мелкой моторики  

        5. Поделиться с педагогами практическим опытом  по работе со словами-антонимами.  

Ход мастер – класса

-  Речь является одной из важнейших коммуникативных функций, нарушение речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических связанных в возрастными особенности, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь логопед. И именно по этому сегодня мне хочется поделиться с вами опытом работы через организацию мастер - класса «Будем логопедами!» по познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста. Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами: дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.  

Задание №1 « Логопед» Подберите к каждой букве слова «логопед» слова-ассоциации, связанные с педагогической деятельностью. (Команды по очереди называют слова в течении минуты, выигрывает та команда,которая назовёт больше слов). Л-лексика, лингвистика, логика, ламбдацизм, леворукость, логопедия. О-обучение, образование, общение. Г-грамматика, гаммацизм, гласные, голос, гимнастика. О-односложный, омонимы ,отчёт, оборудование, организация, оформление П- педагог, помощь, прогресс, партнёрства, планы, программы. Е- ежедневный, ежегодный, единство. Д- дети, детство, деятельность, диагностика, динамика, диаграмма.  

Задание №2 «Блиц-опрос»  

Задание: участники должны ответить на максимальное количество вопросов.

1 команда.

1. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

2. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат) . 3. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык) 4. Назовите части языка (кончик, боковые края, корень).

5. Назовите комплекс артикуляционных упражнений к свистящим звукам.

2 команда.

1. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная) 2. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)

3. Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).

4. Назовите комплекс артикуляционных упражнений к шипящим звукам?

5. Сколько раз в день проводится артикуляционная гимнастика?

3 команда

     1. Какие бывают прикусы?

2. Что такое саливация?

3. Назовите органы артикуляционного аппарата? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, мягкое, голосовые связки).

4. Назовите комплекс артикуляционных упражнений к сонорным звукам?

5. Необходимые требования к проведению артикуляционной гимнастике?

Любое индивидуальное занятие начинается с артикуляционной гимнастики

I «Развитие артикуляции моторики». Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).

«Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись—в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим — положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

и на опушке мы видим грибочки».

Следующим этапом будет выполнение дыхательной гимнастики. Ведь иногда причиной неправильного произнесения звуков является недостаточная сила подачи воздуха. Теперь поднимите руки те, кому досталась зелёная карточка. Сегодня мы с вами будем выполнять упражнение «Фокус». Ватку кладё на кончик носа, рот приоткрыт, язык прижимается к верхней губе и дуем на кончик носа так, чтобы бабочка взлетела вверх.

3.-Ну что же, мы с вами подготовили наш язычок и можем приступить к постановке звука.

Чтобы постановка прошла в положительной обстановке, нужно её обыграть, к примеру нам на занятие пришла змейка, которую зовут Маша, и она хочет посмотреть и послушать тебя, и узнать – умеешь ли ты шипеть как она.

При правильном произнесении звука язык находится в форме чашечки и прижимается к горлышку, губы округлены, нужно сильно подуть на язык но не опускать и, не расслаблять язычок, зубки слегка открыты. Теперь встанут те, у кого карточки розового цвета, отлично выходите и мы вместе будем пробовать учится произносить звук.

Не нужно переживать и думать, что если звук не получился при первой попытке то он никогда не поставится, это не так, постановка и автоматизация (т. е. введение звука в речь) кропотливый и постоянный труд.

Поэтому нужно набраться терпения и выполнять все упражнения и ждать результата.  А теперь переходим к развитию фонематического слуха и восприятия  

 Задание №3 «Добавлялки». (воспитатели должны продолжить чистоговорку).

1 команда.

• Ра – ра – ра - …

• Ло – ло – ло - ….

• Ры – ры – ры - ….

• Ор – ор – ор - ….

• Ши – ши – ши - …

2 команда.

• За – за – за - ….

• Ла – ла – ла - ….

• Ор – ор – ор - ….

• Лы – лы – лы - ….

• Сы – сы – сы - ….

3 команда.

• Са – са – са - ….

• Аш – аш – аш - …

• Ро – ро – ро - ….

• Зу – зу – зу - ….

Конкурс№4 «Формирование правильного произношения и дикции».

Ведущий предлагает выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, и с интонацией.

1 команда.

Три сороки — тараторки тараторили на горке.

Тимошка крошит в окрошку крошки. (Сердито).

2 команда.

Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.

Саша шустро сушит сушки. (Удивленно).

3 команда.

От топота копыт пыль по полю летит.

А теперь придумайте рифму к слову.  

Задание№5 . «Придумайте рифму к слову». (Выставлены перевернутые предметные картинки. Участник переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка - мошка, картина - корзина, жучок-паучок и т. д.)  

Задание 6. Придумать слова на звуки: из 1, 2, 3 и 4 слогов.

1 команда [Р ]

2 команда [Ш ]

3 команда [Л ]

И в заключении хочу показать упражнение с детьми на развитие мелкой моторики (карточки –верёвочки ), упражнение для автоматизации звука. (назови слово и закрой круг камешком), упражнение на подбор словантонимов (карточки с картинками).  

А теперь подведём итог занятия, спросите ребёнка о том, что мы сегодня делали на занятии, что выполняли. Ну и чтобы дать детям немного отдохнуть, давайте отгадаем загадки: - О ком я говорю: Серый, злой, зубастый, голодный. (волк) Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц) Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик) Длинная, безногая, ядовитая. (змея) Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса) Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей Тема: «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Семинар – практикум для родителей «Сами будем больше знать, будем детям помогать»

Проблема активизации речемыслительной деятельности детей является одной из важнейших в психологии развития, коррекционной педагогике, специальной психологии. Активизация коммуникативно-речевой сферы р...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"

Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения...