Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии

Рак Екатерина Александровна

Речевое развитие ребенка - это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях.

Речевые игры для детей - увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста

        Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников.

        В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях.

        Речевые игры для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения.

В этой статье подобраны игры, которые не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детском саду, так и дома.  

        Цель: развитие грамматического строя и связной речи у дошкольников

        Задачи:  

- совершенствовать разговорную речь, уметь правильно выражать свои мысли;

- формировать грамматический строй речи;

- формировать правильное звукопроизношение;

- обогащать словарный запас;

- уметь сопоставлять слова с его значением, а также формировать ассоциативное мышление;

- развивать связную речь у дошкольников.

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета.

Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: по очереди дети подбирают признаки к одному предмету. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Скажи ласково».

Взрослый называет слово, а ребенок называет его ласково. Например: цветок – цветочек, стул – стульчик и т.д.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с детьми. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Скажи наоборот».

Взрослый и ребенок называют антонимы. Например: высокий – низкий, далеко – близко, грязный – чистый и т. д. Этот мальчик добрый, а этот…злой, эта девочка высокая, а эта… низкая и. т. д.)

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

 «Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает. Например: папа, мама – это семья; мясо, лук – это котлеты; торт, свечи – это праздник и т.д.

«Кто что умеет».

Подбираем глаголы. Например: папа что умеет… (плавать, бегать, и. т. д.), повар что умеет…, художник что умеет…

«Живое предложение».

Составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества игроков. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Придумай слово».

Дети по очереди  придумывают тёплые слова. Например: батарея, чай, солнце и т.д.

- холодные слова (снег, мороз, лёд и т.д.)

- круглые слова (шар, мяч, луна и т. д.)

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый – незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

«Задом наперед».

Взрослый и дети вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

«Интеллектуальный теннис».

Взрослый называет слово и быстро передает мяч ребенку, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море – синее; солнце – яркое; дождь – грибной.

 

«Угощаю».

Предлагаете вспомнить «вкусные слова»: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите».

По аналогии можно также поиграть: Какие слова можно «вынуть» из овощного супа? Шкафа для одежды? Портфеля? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста

Найди противоположное по смыслу слово.Подбирать противоположные по смыслу слова.Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый....

Презентация для воспитателей "Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены вниманию воспитателей и родителей разнообразные речевые игры.Речевая дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:она является и игров...

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста

Картотека словесных игр для детей старшей и подготовительной группы...

Буклет "Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста"

В буклете собраны игры для обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи и связной речи....

Круглый стол для родителей подготовительной группы "Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста"

Круглый стол для родителей подготовительной группы  с целью повышения родительской компетенции в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....