Просодический компонент речи в логопедии
материал по логопедии

Бутова Елена Юрьевна

Просодический компонент речи в логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosodicheskiy_komponent_rechi_v_logopedii.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Просодический компонент речи в логопедии»

Что такое просодика речи в логопедии? Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Так как просодика отвечает за тон, интонацию и тембр. Она придает эмоциональный окрас разговорам, с помощью нее человек выражает свои эмоции. Нарушения и разговорная недоразвитость возникает обычно у детей дошкольного возраста. Чтобы скорректировать ее, применяется комплексная методика из множества различных упражнений.

Просодика — это (в логопедии) комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи. Помимо содержания разговора, важна ее просодическая сторона.

Просодика включает в себя следующие компоненты:

  • тембр;
  • темп;
  • логическое ударение;
  • мелодика;
  • ритм:
  • интенсивность;
  • дикция.

https://urok.1sept.ru/articles/616855/img1.gif

Сформированность всех перечисленных выше компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи.

Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах.

Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией.

Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.

Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова. Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность.

В просодику также входит такой компонент, как пауза − человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно, о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.

Поэтому просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому у некоторых детей в дальнейшем возникают затруднения с уроками выразительного чтения. Чем раньше начата коррекционная работа по коррекции просодики, тем успешнее она будет проходить.

Симптоматика нарушения просодики

Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?

  • Ребенок не может менять высоту голоса. Голос либо слишком тихий, либо чересчур громкий.
  • У говорящего слишком ускоренный или замедленный темп речи, что затрудняет ее восприятие.
  • Речь невыразительная.
  • В речи нет пауз между словами, из-за чего трудно определить границы предложения.
  • Речь монотонная, невыразительная.
  • Несформированное речевое дыхание.
  • У речи имеется назальный оттенок.
  • Нарушения ритмической структуры высказывания.

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения. 

Виды и причины нарушения

Нарушение просодической стороны речи может быть как отдельным речевым расстройством, так и частью более сложных речевых нарушений:

  • Расстройства голосообразования (его силы, модуляции). Это может быть как афония (практически отсутствие голоса − человек общается шепотом) и дисфония (голос может быть «затухающим» или слишком громким; также могут наблюдаться периоды угасания или благополучия голоса).
  • Нарушения темпа речи. Он может быть или слишком ускоренный, или замедленный. При любом варианте окружающим трудно воспринимать речь говорящего.
  • Заикание − одно из наиболее сложных расстройств для  просодической стороны речи. У человека сформированы средства для оформления высказывания. Но при их использовании возникают судороги в речевом аппарате.

Кроме того, нарушения просодики могут быть частью более сложного речевого расстройства (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Поэтому перед началом занятий логопед проводит диагностику, чтобы определить структуру дефекта и причины недостаточной сформированности просодической стороны речи.

Особенности диагностики

Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

  • звукопроизношение;
  • слоговую структуру;
  • силу и длительность выдоха;
  • темп речи;
  • интонационное оформление.

Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных.

Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Подготовка

Работа над просодическим компонентом речи состоит из нескольких этапов. На подготовительном специалист формирует основу для формирования просодики. Обязательно в занятия включают упражнения для речевого дыхания, являющегося основой темпо-ритмической стороны речи.

Логопед проводит работу по формированию диафрагмального дыхания. Эффективно следующее упражнение: стоя/сидя с прямой спиной, одна рука на животе, другая на груди. Вдох делают через нос, а выдох через рот. При этом внимание акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной. Если имеется назальный оттенок, проводится работа по дифференциации ротового и носового дыхания.

Одним из важных компонентов работы по просодике речи является развитие дыхания.

Упражнение «Лодочки» дети длительным выходом приводят в движения плавающие предметы.

«Чей соловей звонче поет» упражнение на развитие силы выдоха.

Упражнение «Надуваем любимые игрушки» формируем правильный выдох.

Упражнение «Задуй свечу» формируем плавный выдох.

Следующее направление работы на этом этапе − работа над голосом. Логопед предлагает задания на расширение диапазона. Это различные пропевки, состоящие не только из гласных. Также дают задания на прочтение фраз с различной высотой голоса (громко, тихо, в обычном тембре). Логопед спрашивает у детей, когда нужно говорить громко и тихо − это формирует предпосылку для интонационного оформления высказывания. Ведь ребенок должен еще и уметь пользоваться просодическими средствами.

Еще одно направление − работа над темпо-ритмической стороной.

Это отстукивание определенного ритма; проговаривание фраз и предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно совмещать работу над темпом и ритмом с развитием общей моторики. Также можно добавить проговаривание движений с определенной интонацией.

На подготовительном этапе формируется основа для дальнейшей коррекции просодической стороны речи. Перечисленные направления работы используют и на занятиях по развитию интонационного оформления высказывания.

Формирование интонационной выразительности

Интонация − важная составляющая просодического компонента речи. Начинать работу нужно со знакомства с понятием интонации: ребенку объясняют, что с ее помощью можно передавать настроение персонажей, чтение становится интереснее. Чтобы ребенку было легче усвоить это понятие и проводить дифференциацию, используют картинки с изображением эмоций.

Каждую интонацию отрабатывают отдельно. Начинают работу с повествовательной, далее идут вопросительная и восклицательная. Ребенку объясняют, когда следует использовать определенную интонацию. Взрослый сначала сам читает фразу, затем проговаривает ее вместе с ребенком, который потом произносит ее самостоятельно.

Кроме работы с интонацией, логопед занимается постановкой логического ударения и расстановкой пауз. Для этого можно использовать схемы, чтобы было проще ориентироваться. Хорошо, если взрослый сможет на примере показать значение расстановки пауз и постановки логического ударения. Для отработки этих компонентов просодики подходят стихотворения. Постепенно упражнения можно усложнить, используя простой нерифмованный текст.

Этап автоматизации

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

 

Особенности работы со взрослыми

В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.

Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее. Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков. Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

  Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.     ...

Картотека игр направленных на развитие просодических компонентов речи

Эта картотека игр для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию силы, высоты голоса, темпа и интонационной выразительности речи....

Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"

В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....

Развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.

Материал направлен на формирование ритмической и темповой организации высказывания и формированию интонационной выразительности речи....

Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...