Элементы вокалотерапии в логопедической практике.
статья по логопедии (старшая группа)

Полат Алия Баграновна

Логопедия тесно связана с вокалом, так как речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому, элементы вокала в логопедии, как вспомогательное средство, применяется достаточно часто в коррекции речевых нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya_i_vokal_2.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедия и вокал

Логопедия тесно связана с вокалом, так как речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому, элементы вокала в логопедии, как вспомогательное средство, применяется достаточно часто в коррекции речевых нарушений.

Занимаясь вокальными упражнениями можно решить множество речевых проблем у детей с ТНР и добиться следующих задач непосредственно в игре, так как на занятиях всегда лежит  игровой метод, а игра - это ведущая деятельность детей.

1.Формирование у детей правильного речевого дыхания

2. Формирование навыка выразительной речи

3. Формирование навыка интонационной речи

4. Формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизлечения, певческого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.

Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление развиваются с прямым участием речи. Поэтому устранение речевых дефектов очень важно для нормального развития человека

Вокальные упражнения хорошо сопровождать музыкой, прекрасно, если логопед и музыкальный руководитель работают в тандеме.

Вокал благотворно влияет на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония,и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата.

Логопедическая работа часто направлена на снятие напряжения, зажатости, активизацию работы речевого аппарата (губ, языка). В этих случаях вокал приносит большую пользу. Очень полезно использовать в работе вокальное дыхание- короткий вдох, долгий выдох и умение правильно направить выдыхаемый воздух.

Приемы, используемые на занятиях вокальными упражнениями, помогают корректировать моторный механизм нарушенного произношения путем артикуляционной гимнастики-активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка. Известный логопед  С.Л.Таптапова рекомендовала вокальные занятия, как составную часть комплексной логопедической терапии.

Также вокальные упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи (некоторые виды тахилалии – ускоренная речь). Замечено, что заикающиеся при разговоре люди, при пении не заикаются. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания, отмечается благотворное влияние занятием вокалом.

Вокал по своей физиологической сути тесно смыкается с фонопедией и фониатрией. Специальный комплекс занятий пением может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды дисфонии и фонастении. А позитивный, эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при коррекции речевых расстройств.

Пение способствует развитию речевых процессов, оказывает влияние на артикуляторную и общую моторику, память.

Роль пения при совершенствовании речевых функций трудно переоценить. Особенно это относится к детям: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими проблемами. При пении слова как бы плавно перетекают друг в друга и сливаются с музыкой. Когда человек слушает, как поют другие, то старается попасть в такт. При этом ненужные акценты речи сглаживаются.

Терапевтический эффект музыки может в значительной мере усилен, если применять голосовое озвучивание, то есть словесный комментарий определенной музыкальной композиции. В содержание этого метода входит – хоровое (звуковое) пение, способствующее развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.

Пропевание отдельных фраз – прекрасное упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат. Ребенок учится так регулировать дыхание, чтобы распределить выдох на всю фразу, не делать дополнительного вдоха до ее окончания. То есть он учится соизмерять глубину и частоту вдохов с фразами музыкальной речи.

Актуальность темы не вызывает сомнений, так как использование пения в логопедической коррекции положительно влияет на детей, страдающих нарушением речи.

Обучение пению и вокалу развивает голос и слух ребенка, раскрывает его творческий потенциал, способствует хорошему настроению и избавляет от замкнутости и чувства неуверенности. Кроме того, дети учатся правильно дышать и четко произносить слова.

Известно, что музыка и пение являются важнейшим средством формирования здорового человека, что образование начинается с музыки.

Исполнение песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Тренируя дикцию, можно справиться с таким дефектом, как заикание. Поэтому роль пения и вокала при совершенствовании речевых функций трудно переоценить.

Помимо этого, дети, которые поют, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, дает человеку расслабиться. Пение развивает владение речью, устраняет речевые проблемы у детей с ТНР.

Для достижения эффективности при работе с детьми с логопедическими расстройствами учитываются следующие принципы:

●Принцип систематичности;

●Принцип наглядности;

●Принцип доступности;

●Принцип постепенного повышения требований;

●Принцип развития;

●Принцип всестороннего развития;

●Принцип комплексности.

С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организацией и планированием, анализ логопедических исследований, показывает результативность, межпредметной связи коррекционных занятий – музыки и логопедии.

Привожу основные вокальные упражнения и игры, которые я использую в работе над преодолением ТНР у детей.

Игры на формирование правильного дыхания

(быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом)

  1. «Ароматный цветок»

Дети на полянке срывают цветочек. Коротко, но глубоко вдыхают его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.

  1. «Игра со свечкой» (с бумажным пособием по дыханию)

Дуем на «пламя» свечки тихо и медленно, чтобы она не погасла. Дома, индивидуально, под контролем взрослых,  дуем на настоящую свечу. Дуем медленно и тихо, чтобы она не погасла. Стараемся дуть и не потушить свечу.

  1. «Надуваем шарик»

Упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох носом и медленно ртом вдыхаем его в «шарик». Дуть надо осторожно, не торопясь, чтобы шарик не лопнул.

У кого получится дуть дольше всех и надуть большой шарик, тот и выйграл.

  1. «Шарик лопнул»

Встать ровно, в руках (между ладошек) держать воображаемый шарик. Но шарик оказался с дыркой. И он начинает сдуваться. На звук «С-С-С-С» шарик медленно сдувается. Задача детей – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

  1. «Ныряльщики»

Ныряем под воду.

Вдох носом, и сразу же зажимаем его пальцами, приседаем на корточки, и потихоньку выдыхаем. У кого дыхание закончилось – «всплывает» на поверхность воды (поднимается на ноги).

Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса

  1. «Нарисуй мелодию!»

Рисуем кисточкой мелодию песни (рисуем голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисти от бумаги».

  1. Песенка – это ниточка, которая тянется ровно без узелков. Тянем и пропеваем гласные звуки.
  2. «Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь также ровно и протяжно, как катится мячик.

Упражнения для развития дикции и артикуляции.

В этом очень помогают скороговорки.

  1. Проговариваем скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
  2. Проговариваем скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость.

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .

В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение э...

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

Использование элементов су-джок терапии в логопедической практике

В презентации говорится о применении элементов су-джок терапии в логопедической практике....

Доклад «Элементы сенсорной интеграции в логопедической практике»

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть...