Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .
статья по развитию речи (старшая группа)

Антонова Светлана Анатольевна

В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

* развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;
* развивать все стороны речи ребёнка в занимательной форме;          
* помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ckazkoterapiya_pedsovet_soobshchenie.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Светлячок» городского округа Люберцы Московской области.

                                                   

                                 Сообщение на педсовете  на тему:

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .

                                                     

                                     

     Подготовила и провела:

                                                                  учитель-логопед высшей квалификационной  категории

                                                                   Антонова С.А.

                             

                           

                                       

                                                    г. Люберцы

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

* развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;
* развивать все стороны речи ребёнка в занимательной форме;          
* помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе/

Используя в своей работе с детьми старшей логопедической группы элементы сказкотерапии, учитываю следующие особенности:

-речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);                      
-недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);                      
-специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).                    

При выборе сказки обращаю внимание на ряд особенностей:    
-используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки, например « Курочка Ряба»,«Репка»,«Три медведя»,«Теремок», «Заюшкина избушка»; -сюжет любой другой сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;                    
-возможное использование элементов сюжета, а не сказки целиком;
-отбор языковых средств доступных для всех детей группы.                          

Игры и упражнения, которые использую в работе.
1.
Для активизация познавательных способностей детей 
использую игры и упражнения, направленные    на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.                                  

 Игра №1«Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.                
Задание: ребята, принесите угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей. Угощения должны быть круглыми (или сладкими,или прямоугольными).      
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенье, пирожные.

 
Игра №2 «Домики для друзей» (по сказке «Теремок»).                  
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Задание: постройте новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок строит  домик для героя сказки из геометрических фигур разных по цвету и величине.                                              
         
 2. Развитие длительности речевого выдоха.                           2
Игра №3 « Зайчик услышит наше «Ау» и быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).                                                          
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.                  
Задание: зайчик потерялся в зимнем лесу, помогите ему.услышать маму. Давайте его позовём: я громко крикну «Ау», а вы, наоборот, тихо «ау». Потом маму выбираем из детей. Кричим зайцу разные слова: ау, ах, ух, морковка, капуста.  

                                                         
Игра №4 «Произнеси фразу» (по сказке: «Репка»).                       
Цель: работать над длительностью речевого выдоха. Задание: ребята. Давайте посадим репку, сделаем вдох, плечи поднимать не будем, одним носиком и скажем слова:«Пусть будет репка большая и крепкая».(«Пусть будет репка вкусная и сладкая».)                              
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».                      
                   
    3 Развитие лексико-грамматических категорий.                      
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.                        
Игра №5 « Кого встретил в лесу колобок».                                                
Цель: тренировать употребление Р.п. сущ., формировать простую фразу.
Задание: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).                                    

Игра№6 « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель:развивать правильное употребление простых предлогов    и активизировать словарь по теме: « Мебель».
Задание: Маша прячется от медведя. Ребята, назовите, где Маша? (Маша под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
4.Развитие связной речи.
Проходит поэтапно с использованием графической символики:
-договаривание отдельных слов во фразе;
-произнесение отдельных фраз сказочных героев;
-повторение, составление простых фраз;
-рассказывание сказки.
Более подробно хочу остановиться на дидактическом материале, используемом для рассказывания сказки.
1. Готовые пособия (деревянные кубики, сказочные герои из разных сказок,  картонные пазлы, «сказка на пальчиках» -  игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка), настольный театр;

2.Пособия, изготовленные самостоятельно (перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине; карточки с графическими символами).

    5.Сказка оказывает психотерапевтический эффект,
 поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
-сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена героев сказки); все вместе начинают сказку.

  • Например: «Жили-были дед да баба» или «Жил-был карась, вот и сказка началась. Жили- были два налима, вот и сказки половина. Жили были два леща, вот и сказка вся.»                                        
    - снятие  эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
    - формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

    В дальнейшем логопедическая работа  с использованием элементов сказкотерапии усложняется за счёт  расширения речевых возможностей детей, изменений их  психо-эмоционального статуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"...

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:  Показать актуальность сказкотерапевтических  занятий с детьми дошкольного возраста....

Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».

Презентация   на тему: «Использование элементов сказкотерапии  в коррекционной работе учителя – логопеда»....

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...