Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"
методическая разработка по логопедии по теме

Востокова Надежда Николаевна

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

   

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, 

Музыки, рисунка, фантазии, творчества» 

В.А. Сухомлинский 

 

Проблема: За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.

Актуальность: Данная проблема заставляет логопедов искать новые методы и формы работы с детьми, интегрировать в логопедию знания сказкотерапии.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными учеными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А.К. Менегетти)  и российскими учеными (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева).

Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых расстройств.

Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком.

У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. А еще есть дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы. Есть дети с крепкой нервной системой, которые не проявляют особенного интереса к тому, что их окружает.

Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Использование сказкотерапии в логопедической работе с детьми-логопатами. Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Задачи сказкотерапии: 

  1. Развить речь детей с помощью: 
  • Пересказывания сказок;
  • Рассказывания сказок от третьего лица;
  • Группового рассказывания сказок;
  • Рассказывание сказок по кругу;
  • Сочинение сказок.
  1. Выявить и поддержать творческие способности. 
  2. Снизить уровень тревожности и агрессивности. 
  3. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 
  4. Развить умение преодолевать трудности и страхи. 
  5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. 
  6. Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог». 

Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.

Игры и упражнения, которые используются в моей совместной логопедической деятельности с детьми:

 

1.Активизация познавательных способностей детей: использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модальности восприятия.

 

Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается  для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

 

Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  

 

Игра: «Домики  для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развитие сенсомоторной координации.

Цель, которая озвучивается  для детей: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

 

2.Развитие общих речевых навыков:

Сила голоса 

Игра: «Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

Речевое дыхание 

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей:  посадим репку, скажем слова:  «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная,    сладкая».

3.Развитие лексико-грамматических категорий. 

Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность  проведения  игр и упражнений.

  

Игра: «Кого встретил в лесу колобок» (по сказке «Колобок»)

Цель: тренировать употребление Р.п. сущ., формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

 

Игра: «Где прячется Маша?»  (по сказке «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление  (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

       Этапы  коррекционной работы. Можно выделить три этапа работы с   дошкольниками с применением сказкотерапии. Рассмотрим эти этапы.

   

      I этап -  познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.

   

      Задачи: Догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев; выразительно интонировать голоса героев сказки; для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова, голоса животных;

знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами; активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых дети продолжают высказывания взрослого.

      

     II этап -  словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка.

     Задачи: Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение; совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы; в играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.

      III этап - выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова.

      Задачи: Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

      Очень важно включать на данном этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

       Особенности выбора сказок. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

       Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Королями, Солдатами и пр.

       Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

        Организация исследования. Важное место в моей работе заняла исследовательская деятельность.

        Целью данного исследования явилось изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь дошкольников, изучение взаимосвязи эмоционально-личностной сферы ребенка на развитие речи.

        В ходе исследования были: 

  • Выявлены уровень развития эмоционально-личностной сферы ребенка (рисуночный тест «Моя семья»);
  • Уточнены  особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и несчастье детей (рисуночный тест «Моя семья»);
  • Определено речевое развитие ребенка на начало и конец учебного года (Перечень методик логопедического обследования, автор Кирьянова Р.А.);
  • Произведен анализ результатов;

       

        Процедура проведения исследования. Исследование проводилось в МДОАУ № 95, с детьми, посещающими логопункт, работа проводилась индивидуально.

        Первый этап. Подготовительный. Отбор диагностического материала, игр; подготовка комплексной карты, бланков для заполнения полученных результатов логопедического обследования. 

       Второй этап. Основной.

       Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления и сформированность эмоциональной сферы.

Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком – сотрудничество. Проводится объективное исследование ребенка: исследование фонематических процессов, исследование экспрессивной речи и т.д.

    Третий этап. Заключительный. Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты. Учитель-логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию о развитии ребенка, определяет уровень речевого, интеллектуального развития каждого ребенка, особенности его эмоционально-личностной сферы.

     Анализ результатов. Из полученных результатов можно сделать вывод, метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка. После работы по данной методике у детей повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, расширился круг общения, метод сказкотерапии способствовал позитивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, а это в свою очередь подготовило почву для эффективной коррекционной работы по развитию речи детей. Данное исследования показало положительную корреляцию между методом сказкотерапии и развитием речи ребенка дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .

В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение э...

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

Элементы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Все дети с ОВЗ не уверены в себе, быстро отвлекаются,  утомляются, зависимы от окружающих, не удерживают в памяти задания. Детям даётся много знаний, понятий, они не могут высидеть положенное вре...

«Космос». Конспект занятия психолога c элементами сказкотерапии в логопедической группе

Цель занятия :- развитие у дошкольников произвольного внимания, зрительной памяти, мышления, восприятия, общей моторики, мелкой моторики рук, речи,- повышение учебной мотивации;- развитие на...