Художественно-эстетическое развитие детей-логопатов дошкольного возраста на логопедических занятиях
статья по логопедии (старшая группа)

Кокорина Елена Вячеславовна

          Поиск эффективных путей развития и коррекции речи невозможны без творчества и художественно-эстетического развития в целом, которые являются важными информационными и коммуникативными каналами.

            В своей деятельности использую ряд разделов художественно-эстетического развития детей на логопедических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Радуга»

г. Мичуринска Тамбовской области

ДОКЛАД

на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей-логопатов дошкольного возраста на логопедических занятиях»

городское профессиональное объединение педагогов

по художественно - эстетическому развитию дошкольников

Митап «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»

Подготовила:

Кокорина Елена Вячеславовна,

 учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»

г. Мичуринск

2022 год

Художественно-эстетическое развитие детей-логопатов дошкольного возраста на логопедических занятиях

Думаю, многие из вас согласятся с тем, что дети - логопаты, как правило, редко привлекаются к активному участию в выступлениях, в силу своего речевого дефекта, хотя способны обладать даже более развитым творческим потенциалом, чем их ровесники. В связи с этим у детей с нарушениями речи могут проявляться переживания, замкнутость, дети не могут полностью выразить свои эмоции.

          Психолого-педагогические исследования Льва Семеновича Выготского, Феликса Алексеевича Сохина доказывают положительное влияние эстетических и эмоциональных аспектов образовательной среды на речевое развитие дошкольников. Поиск эффективных путей развития и коррекции речи невозможны без творчества и художественно-эстетического развития в целом, которые являются важными информационными и коммуникативными каналами.

            В своей деятельности использую ряд разделов художественно-эстетического развития детей на логопедических занятиях:

 «Народное творчество».  

Использую народные игры; загадки, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки; пение народных песен.

 «Коррекционная ритмика»

Прежде всего, конечно же, это логопедическая ритмика, которая предназначена для формирования слухоречедвигательного представления детей через слуховое восприятие музыки и двигательных реакций на ее ритм. Использование элементов танцетерапии. На этапе развития общей моторики ребенку предлагается потанцевать под современную музыку (движения тела без строгой регламентации). В зависимости от состояния моторной сферы ребенка, музыка варьируется. Например, если ребенок излишне возбужден, то изначально предлагается комплекс танцевальных движений под ритмическую современную музыку, далее характер музыки меняется на более спокойную, размеренную, что, соответственно, меняет и моторное состояние ребенка.

«Мир музыки»

Используя игровой прием, построенный на имитации игры на музыкальном инструменте, ребенку предлагается показать, как звенит колокольчик, поет дудочка и т.д. Таким образом, происходит не только автоматизация звука, но и развитие умения произвольно менять характер звучания. Использование музыки в целях эмоционального воздействия, так называемая рецептивная музыка. Работая над звукообразованием, над автоматизацией изолированного звука, в слогах, словах, мы учим детей петь звонко, легко, естественно, напевно. Детям предлагается пропеть на знакомый мотив определенное звукоподражание. Так же можно предложить детям промычать, пролаять, промяукать и т.д. их любимую песенку.

 «Мир рисунка»

Использование элементов цветотерапии. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогу необходимо это учитывать в работе. В зависимости от состояния ребенка, можно предложить ему раскрашивать пособия определенным цветом. Например, синим, красным, если ребенок заторможен, утомился. Или зеленым, желтым, если он излишне возбужден. Сюда же входит рисование на тему красками с помощью пальцев на листе, стекле, друг у друга на ладошке. Использование на занятиях картин известных художников, отражающих тему, время года, исторические события и т.д.

 «Мир сказок»

Произведения художественной литературы в коррекционной логопедической работе повышают заинтересованность дошкольников, способствуют развитию логики изложения, правильному структурному оформлению и, как результат, улучшению качества речи. Использование сказок дидактического характера. На этапе автоматизации и дифференциации звуков. Ребенку предлагается стать героем сказки, перевоплотиться в образ звука, совершить действия по готовому сценарию. Либо предлагается самостоятельно додумать окончание сказки, ребенок может и сам предложить сюжет.

«Мир театра»

 Проигрывание детских сценок, миниатюрок. Использование Пальчикового театра. Использование элементов сценической речи. Основное внимание в данном разделе уделяется интонационной выразительности речи: На практике сложнее всего отрабатывать с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи логическое ударение с различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной.

     Обобщая, отмечу, что средства художественно-эстетического воздействия должны грамотно сочетаться с приемлемой коррекцией речевого нарушения. Такой отбор средств с одной стороны, должен способствовать художественно-эстетическому развитию ребенка, а с другой – отвечать особым образовательным потребностям ребенка-логопата и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.

         

Литература

  1. Алмазова, Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи - М.: Просвещение. - 1973. - 149 с.
  2. Антипова, A.M. Просодия // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Просвещение. - 1990. - 376 с.
  3. Артемов, В.А. Психология речевой интонации (интонация и просодия) - М., 1976. Ч.1. - 76с. Ч.2. - 88 с.
  4. Н.А. Бернштейн. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.- С. 373-392
  5. Блохина Л.П., Потапова Р.К. Методические рекомендации. Методика анализа просодических характеристик речи - М.: МГПИИЯ, 1977. - 84 с
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  7. Дуплинская Д.О речевом дыхании детей с дизартрией// Дошкольное воспитание. - 2008, №3 - 85-91 с.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб: Союз, 2004.-170 с.
  9. Орлова, О.С. Нарушения голоса - М., 2008. - 227 с.

Интернет – ресурсы

Logopeddoma.ru «Авторские публикации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Я рассказала родителям моих воспитанников о том,что такое художественно-эстетическое воспитание дошкольников....

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Художественно-эстетическое развитие детей-логопатов дошкольного возраста на логопедических занятиях

Раскрываются разделы художественно-эстетического развития дошкольников, используемые на логопедических занятиях....

Логопедическое занятие для детей-логопатов старшего дошкольного возраста «Свистелки и звинелки» (Дифференциация звуков [С] - [З])

Логопедическое занятие в рамках РМО "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения". Цель занятия:Создать условия для формирования навыков звуковой дифференциации.Способствовать...