Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
консультация на тему

Я рассказала родителям моих воспитанников о том,что такое художественно-эстетическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_16.03._2016.docx30.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Тюнькова Л.В., музыкальный руководитель МДОУ дскв №3 «Радуга», Г.о. Подольск

(1)

Одним из пяти, согласно (ФГОС ДО), направлении развития и образования детей, является художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений;

- искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление;

- эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных;

- представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы;

- фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Музыкальное воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем детском саду в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

- музыкальные занятия;

- использование музыки в повседневной жизни ДОО;

- праздники и развлечения;

- музыкальное образование в семье;

Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но основной наиболее эффективной, целенаправленной, способствующей музыкальному воспитанию, обучению и развитию детей, формой организации музыкальной деятельности всё же являются музыкальные занятия, которые в свою очередь делятся на индивидуальные и по подгруппам, а по содержанию на типовые, доминантные, тематические, комплексные. Независимо от формы организации детей для достижения цели всестороннего развития личности ребёнка перед собой я ставлю следующие задачи:

  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие воспитанников.
  • Развивать музыкальные способности детей;
  • Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков каждого ребёнка;
  • Воспитывать уважение к культуре своего народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
  • Развивать сенсорные и моторные функции;
  • Формировать потребности в двигательной активности;
  • Прививать любовь к музыке и умение эмоционально реагировать на неё;
  • Развивать творческую самостоятельность детей;

Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку. Учёными доказано, что, ещё находясь в утробе матери ребёнок слышит и чувствует музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных навыков: понимают, что музыку можно слушать, петь под неё можно танцевать, играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном развитии детей занимает восприятие музыки, дети с интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться голосовой аппарат, слух, ритм. В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие более осознанное, появляется интерес к музыке и мотивация к музыкальной деятельности, т. к. меняется мышление детей от наглядно-действенного к наглядно-образному. Во многом успех музыкального развития зависит от методов, приёмов, используемых педагогом в организации музыкальных занятий. 

(2)

Для позитивного настроя к предстоящему занятию, улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я начинаю с психогимнастики, в виде валеологических игр-распевок с элементами самомассажа.  Непременным условием применения таких распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.  Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят голосовой аппарат к предстоящему пению.

Как пример, игра-распевка: «Доброе утро».

Доброе утро!

Поворот головы вправо.

Улыбнись скорее!

Поворот головы влево.

И сегодня весь день

Будет веселее.

Три хлопка в ладоши.

Мы погладим лобик,

Носик

И Щёчки.

Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми,

Медленно поднимают руки вверх.

Как в саду цветочки!

Выполняют «фонарики».

Разогреем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Движения по тексту.

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Движения по тексту.

Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны.

В каждое занятие я включаю музыкальные пальчиковые игры в качестве физкультминуток во время слушания, пения и проведения музыкально-дидактических игр. Игровая форма таких упражнений позволяет незаметно для детей укреплять их здоровье, развивать их внимание и память, формировать образное мышление дошкольников.

Одним из любимых детьми видом деятельности на музыкальных занятиях являются логоритмические упражнения. Опять же игровая форма таких упражнений способствует развитию навыков общения, координации речи с движением, развитию чувства ритма. Выполняя эти упражнения в детях формируется умение перевоплощаться в разные образы, развивается воображение, обогащается словарный запас, развиваются художественно-творческие способности, укрепляется здоровье детей.

В основном в каждое занятие, проводимое мною включены все виды музыкальной деятельности. Конечно, я стараюсь формировать певческие навыки у детей, навыки исполнения танцевальных движений, учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. Ещё раз хочу заметить, что эмоциональное состояние детей и моё собственное для меня – практически главная задача. «Идти к детям только на позитиве» - мой девиз.

Восприятие музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. Вместе с детьми мы размышляем о музыке, переживаем, оцениваем, стараемся в разных формах выразить услышанное музыкальное произведение.

Приведу пример, как дети полюбили творчество Петра Ильича Чайковского и запомнили этого великого русского композитора. Перед знакомством с произведением «Сладкая грёза» я объяснила детям, что «грёза» - это светлая мечта, приятное, радостное мечтание. Затем, дети прослушали произведение, узнали о характере и форме его. А уже потом, мы слушали, мечтали под музыку и делились впечатлениями. Какую радость вызывали у меня некоторые так называемые детские «мечты», например, мальчик представил себе, как он дарит маме цветы, девочка – «летала» и любовалась красотой нашей земли, другая девочка представляла себя в красивом лесу. Было много также интересных «грёз», были и обычные мечты об игрушках и новых вещах, хотя, наверное, и это тоже важно. В этом случае я применяла метод пассивного слушания (дети сидели на ковре с закрытыми глазами).

(3)

Мы с детьми слушали ещё два других произведения Петра Ильича Чайковского: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Но здесь уже мною был применён метод активного слушания. Я придумала сказку о кукле и её хозяйке, провела пример из реальной жизни: «мамы заботятся о детках, когда они болеют» и т. д. Затем, я предложила желающим детям во время звучания музыки, «пожалеть» кукол. Вначале откликнулись только несколько детей, в основном девочки, остальные стеснялись, зажимались, некоторые мальчики даже несколько возмущались, как же им предлагают жалеть куклу. Пришлось опять говорить с детьми о жизни: «папы тоже могут и должны уметь пожалеть своих деток, если тем более ребёнок болен. Раз за разом армия желающих «пожалеть» увеличилась практически до всей группы. Но самое радостное для меня наступило потом, когда по моему плану у нас не было ничего из репертуара Петра Ильича, дети сами у меня спрашивали: «мы сегодня будем слушать Чайковского»? Спустя некоторое время, дети таким же образом услышали новое произведение «Новая кукла».

(4)

Это произведение по характеру совершенно другое – радостное, весёлое. Дети с удовольствием выражают свои эмоции при прослушивании, и стеснения почти совсем уже нет. Далее прибавилось произведение «Марш оловянных солдатиков» - опять же другое по характеру произведение. Здесь мы - «маршируем». Зная уже несколько произведений, дети вполне справляются с задачей сравнения их меду собой. Мне радостно, что ребята эмоционально реагируют на музыку, различают характер, хорошо знают великого русского композитора, и самое главное, проявляют инициативу и желание слушать музыку. Это, конечно, малая часть творчества Петра Ильича, но мы с детьми продолжим знакомство с произведениями Чайковского, и произведениями других композиторов.

(5)

Ещё хочу немного сказать о ритмопластике на занятиях. Музыкально-ритмические движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Как раз в этот период закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира, формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду ребёнок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его мало, хочется, чтобы детки как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в танце эмоционально-образное содержание. Для меня самое главное не заставлять детей выполнять те или иные упражнения, а заинтересовать.

(6)

Для этого я применяю танцевально-игровой метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где есть ведущий ребёнок, который по правилам выбирает кого-то из детей, далее один ли он, вдвоём или может быть какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, игра «Колпачок»: дети водят хоровод, вокруг выбранного, кстати, считалочкой – что уже вызывает интерес у детей-  ведущего, со словами: «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!» ребёнок выбирает пару, они танцуют. Моя задача в этой игре заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по моему плану нужно закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не замечают, что они чему – то учатся. Таких игр очень много: «займи место», «игра с бубнами», «весёлый танец» и т. д.

Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей, поэтому на музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей в том числе и на фольклорном материале, так как фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями дети получают первые представления о культуре своего народа. В народных плясках воплощён идеальный образ человека, поэтому движения девочек становятся более нежными, плавными, когда звучит неторопливая лирическая музыка, и наоборот, появляется некоторая стремительность, удаль мальчиков при исполнении движений под весёлые плясовые песни.

(7)

Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен, самое главное, что при этом дети двигаются естественно и от них не требуется каких – то определённых действий и движений. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно передавать образы персонажей. Русскими народными играми мы часто заканчиваем занятия. В таких играх дети учатся ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, получают радостный эмоциональный подъём.

(8)

Импровизация мелодий детьми тоже является фольклором. Например, мы разыграли игру - спектакль по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» где дети импровизировали, сочиняли собственные мелодии колыбельных песен, старались передать образ во время исполнения. В это же время дети получили нравственный урок, который мы так и назвали «урок послушания».  

(9)

В фольклорной форме мы проводим праздники: «Масленица», «Пасха», «Яблочный спас», «Троица», «Покров».

(10)

Большим подспорьем в моей работе служит мультимедийная система, с помощью которой раскрываются возможности наглядности. Слушая классические музыкальные произведения, дети имеют возможность любоваться красивыми пейзажами, закреплять знания о временах года и т. д. Современные технологии позволяют педагогу не тратить время на наклеивание, вырезание, искание подходящих теме картинок. Я постоянно пополняю электронную базу наглядного материала для подготовки различных презентаций, используемых мною на занятиях, праздниках, развлечениях. В перспективе ставлю перед собой цель освоить интерактивную доску

Для сохранения полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта перед возвращением детей из музыкального зала к себе в группу, я применяю различные релаксационные логоритмические упражнения с использованием музыкальных произведений спокойного характера, например, звучит стихотворение, дети выполняют движения по тексту:

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю и устало –

Отдыхать за лесом тёмным село.

Вместе с солнцем мы гуляли,

Вместе с солнцем мы устали.

И легли на коврик спать,

Глазки надо закрывать.

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя!

Мы на спиночке лежим,

Ровно дышим, сладко спим.

Звучит мелодия спокойного характера, дети лежат на ковре на спине, закрыв глаза.

Далее дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Вот мы глазки открываем,

Ручки кверху поднимаем,

Свои ножки напрягаем.

Все зевнули, потянулись,

Встали, солнцу улыбнулись.

Поглядели мы вокруг –

Видим мы цветущий луг.

Видим мир всегда прекрасным:

Белым, жёлтым, синим, красным,

Удивительным и разным.

(11)

В заключение хочу сказать, что, работая с детьми я понимаю, какие они удивительные и разные, и для меня большая награда и мощный заряд к собственному творческому развитию, когда дети, уходя с занятия посылают мне «воздушный поцелуй» и «обещают ещё прийти».  

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Конспект занятия по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»

Конспект занятия  по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная студия "Звонкие голоса"

Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности. В данн...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....