Методические рекомендации
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 1Вспомним разные слова

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый должен вспомнить слово и сказать его рядом стоящему. Следующий  говорит слово, повернувшись к третьему. Так все по очереди должны произнести по одному слову, не повторяясь. Воспитатель следит, чтобы все дети говорили разные слова, произнося их внятно и громко. Некоторым воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 2 Стоп! Палочка, остановись!

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Дети называют слова и одновременно передают палочку  рядом стоящему. О том, какие это должны быть слова, договариваются заранее.

«О каком животном будем рассказывать?» – спрашивает воспитатель. Дети предлагают: «Про котенка». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (прилагательные). Он называет первое слово и передает палочку  

кому-нибудь из детей. Тот называет следующее слово и передает палочку рядом стоящему. Через некоторое время воспитатель может сменить задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать» (подбор глаголов) или «Давайте придумаем котенку имя» (подбор существительных).

Если кто-либо из детей повторяет уже названное слово или слишком долго подбирает его, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.

Затем воспитатель предлагает двум детям повторить все названные слова, чтобы все поняли, как их много и все они разные.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 3Что звучит вокруг нас?

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Оборудование. Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Описание игры. Воспитатель собирает детей и говорит:

«Вы уже знаете, что слова звучат. Слова звучат потому, что в них есть звуки. Вслушайтесь в слова: з-зо-он-нт, ж-жу-ук. Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны звуки. Теперь сами произнесите эти слова так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Много слов спрятано вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат.

Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово чашка. Послушайте, как оно звучит: ча-аш-шк-ка-а

Воспитатель обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки. Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 4

Найди себе пару

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Вариант 1.Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-то должен сказать слово, а другой отозваться похожим словом (шутка – утка, мишутка). Те, кто составил пару, отходит в сторону. Упражнение продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

Вариант 2. Игра проводится так же, как описано выше, но когда пары будут составлены, дети подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, сходные по звучанию слова (песок – носок).

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 5

Найду тебя по имени

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Каждый ребенок громко и отчетливо называет свое имя, ему откликаются те дети, чье имя похоже по звучанию (Юра – Шура, Оля – Коля).

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 6

Найди пару

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. Предметные картинки для фланелеграфа, фланелеграф.

Описание игры. Воспитатель помещает в верхней части фланелеграфа несколько картинок. Остальные картинки лежат на столе. Детям предлагается к каждой картинке на фланелеграфе найти пару из картинок, лежащих на столе. Парой является сходное по звучанию слово (коса – коза).

Каждый ребенок, подобрав пару и разместив ее на фланелеграфе, произносит оба слова из пары, голосом подчеркивая их сходство и различие.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 7

Так ли это звучит?

Цель. Учить самостоятельно находить слова, сходные и различные по звучанию, закреплять умение выделять из слова определенные звуки.

Оборудование. Картинки «Так ли это звучит?» из настольно-печатной игры.

Описание игры. Воспитатель раздает игрокам большие карточки и предлагает заполнить их тремя маленькими картинками, в названиях которых встречается один и тот же звук (например, «к»). Если на большой карточке изображен козленок, то на маленьких должны быть утенок, хлопушка, мышка, теленок, котенок. Воспитатель просит детей подумать, что можно сказать о звучании этих слов (они звучат сходно). Выигрывает тот, кто быстрее остальных подберет слова.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 8

Рифмовка

Цель. Упражнять в повторении рифмовки.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Трижды повтори рифмовку. Говори четко, громко, не торопясь».

Предлагаются рифмовки:

  • Вновь Агата едет куда-то.
  • К деду, Вика, подойди-ка.
  • В океане вода тиха иногда.
  • Опять у буфета одна конфета.
  • В темноте гамак не найти никак.
  • Какие-то коты мяукают до темноты.
  • Кабан, кабан, не попади в капкан.
  • Эта хата так темновата.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 9

Закончи рифмовку - чистоговорку

Цель. Упражнять в подборе подходящих слов, сходных по звучанию.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Закончи рифмовки, подобрав подходящее слово».

Предлагаются рифмовки:

  • ТА-ТА-ТА
  • В доме… (красота, темнота, 2 кота)
  • ТУ-ТУ-ТУ
  • Мы идем… (к мосту, к кусту, к коту)
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ
  • Вижу я … (банты, листы, зонты)

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 10

Найди похожие слова

Цель. Находить слова, сходные по звучанию.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Вариант 1.Воспитатель дает задание: «Произнеси парами названия картинок. Затем похожие по звучанию слова повтори 5-6 раз». Предлагаются пары картинок:

   Танки – санки                Улитка - калитка

   Кепка – бублик             Антенна - лимон

   Утка – будка                 Телефон - медведь

   Гном – ком                    Лампа - лапа

   Паук – индюк               Валенки – ботинки

  Вариант 2.

Воспитатель дает задание: «Найди  похожие по звучанию слова и повтори пары 5-6 раз». Предлагаются картинки:

Гайка, банан, пакет, клетка, букет, диван, ветка, майка, полено, конфетка, отметка, колено, утка, лимон, батон, будка.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 11

Найди имя

Цель. Упражнять в нахождении слов, которые отличаются от остальных по звучанию.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Повтори имена четырех детей, а затем назови одно имя, которое отличается от остальных по звучанию». Предлагаются группы имен:

Августина – Агния – Ангелина – Акулина

Коля – Дима – Толя – Поля

Полина – Наина – Люба – Галина

Таня – Оля – Аня – Ваня

Евгений – Петя – Витя – Катя

Инна – Тина – Татьяна – Дина

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 12

Дополни ряд слов похожими по звучанию

Цель. Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Дополни ряд слов похожим по звучанию словом». Предлагаются ряды слов:

Планки – танки – банки – …

Отметка – котлетка – монетка – …

Моток – гудок – кусок – …

Диван – баян – капкан – …

Ком – сом – лом – …

Беседка – соседка – банкетка – …

Поток – каток – совок – …

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 13

Подбери похожее по звучанию название картинки

Цель. Подобрать к каждому слову похожее по звучанию название картинки.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «К каждому слову подбери похожее по звучанию название картинки. Каждую пару слов произнеси четко 5-6 раз». Предлагаются картинки:

Гном, бутон, бинт, каток, вагон, дом, моток, поляна, калитка, наседка, поток, котлетка, ком, загон, колено, заметка, батон.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

№ 1

Хлопни в ладоши

Цель. Учить различать слоги на слух.

Описание игры. Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук «с» в слогах:

Са,  су, зу, шу, ца, за, со и т.д.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

№ 2

Чистоговорки на разные звуки

Цель. Учить различать слоги на слух.

Описание игры.

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

И так далее с другими звуками.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 1

Хлопни в ладоши

Цель. Дифференциация гласных звуков изолированно.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладоши только на определенный звук (например, на звук «а»: а, и, о, и, у)

Аналогично игра проводится и с другими звуками.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 2

Какое слово лишнее?

Цель. Дифференциация гласных звуков в словах.

Описание игры. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин.

Оля, овощи, уши, окна.

Ира, ива, Инна, утка.

Усики, утка, осень, ушки.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 3

Выбери картинки

Цель. Дифференциация гласных звуков в словах.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры.Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук «а»).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 4

Подари подарок Ане, Юле, Оле, Ире

Цель. Дифференциация гласных звуков в словах.

Описание игры. Вспомнить слова, начинающиеся со звуков «а», «у», «о», «и».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 5

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «И»

Цель. Дифференциация звуков «и», «ы» изолированно, в слогах, в словах.

Описание игры. Воспитатель предлагает ребенку задание: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «И». Далее произносит звуки, затем слоги, затем слова:

   И, ы, и, ы, ы…;

Им, ым, ды, ди…;

Мышка, мишка, Дима, дыня…

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 6

Скажи наоборот

Цель. Дифференциация звуков «и», «ы» в слогах, в словах.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку сравнить пары слов, понаблюдать за изменением твердости-мягкости согласного звука, который стоит перед звуками «и» - «ы»; объясняет правило: звук «и» придает мягкость предыдущему согласному. Далее называет слово со звуком «ы», предлагая назвать похожее со звуком «и»:

Быть – бить;

Выть – вить;

Забыть – забить…

Далее можно дать задания: составить с этими словами предложения, выбрать картинки со звуком «и» («ы»), вспомнить слова со звуком «и» («ы»).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 7

Назови лишнее слово

Цель. Дифференциация звуков «и», «ы» в словах.

Описание игры. Воспитатель произносит ряд слов. Ребенок внимательно слушает и называет лишнее слово в ряду.

Например:

И: дыня, рис, Рита, кит.

Ы: дым, сыр, пыль, липа.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 8

Кто звенит, а кто свистит?

Цель. Дифференциация звуков «с» - «з» изолированно.

Оборудование. Картинки: комар и чайник.

Описание игры. Воспитатель рассказывает: «Когда кипит чайник, он свистит так: с-с-с-с. (Показывает картинку). Когда пищит комар, он делает так: з-з-з-з. (Показывает картинку).» Воспитатель поочередно показывает картинки, а дети произносят соответствующий звук.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 9

Подбери картинку

Цель. Дифференциация звуков «с» - «з» в словах.

Оборудование. Картинки с предметами, в названиях которых есть звуки «с» и «з» в разных позициях (в начале, середине, в конце).

Описание игры. Воспитатель выставляет все картинки и просит детей выбрать картинку с заданным звуком и определить место звука в слове (в начале, середине, в конце).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 10

Разучивание скороговорки

Цель.   Дифференциация звуков «с» - «з» во фразовой речи.

Описание игры. Разучивание скороговорки:

   «Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 11

Сказка с заданиями

Цель. Дифференциация звуков «с» - «ц» в словах.

Описание игры. Сейчас я вам расскажу сказку. Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница Фея с красивой дочерью и умным, сильным сыном. Сына звали так, что в имени был звук «с». Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых есть данный звук). И дочку звали так, что в ее имени тоже был звук «с». Как ее могли звать? Недалеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. Он имел сына, в имени которого не было ни звука «с», ни звука «ц». Как его могли звать?

   В саду доброй Феи во все времена года росли красивые цветы. В названиях их встречаются звуки «с» и «ц». Какие это были цветы?

 Было в саду много разных животных и птиц, в названии одних животных был звук «с». Какие это были животные? В названии других был звук «ц». Какие это были животные?

 В саду злого волшебника Орбода росли только колючка да крапива, а дом его охраняли только те животные, в названии которых не было ни звука «с», ни звука «ц». Какие это были животные?

 У Феи была волшебная палочка. С ее помощью она могла превращать предметы со звуком «с» в предметы со звуком «ц». (воспитатель предлагает одним детям называть предметы со звуком «с», а другим – превращать их в предметы со звуком «ц»)

 В саду Феи росла волшебная яблоня. Тот, кто съедал ее яблоко, становился умным и сильным. Но в сад могли попасть только те, кто называл 2 волшебных слова – одно должно начинаться со звука «с», другое с «ц». А вы можете подобрать такие волшебные слова?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 12

Выдели слово

Цель. Дифференциация звуков «с», «ц» во фразовой речи.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям фразы.

  • Дети собирают в саду ягоды.

  • Соловей поет песни.

  • Маша поливает цветы.

  • Цыпленок пьет из блюдца воду.

  • Слава поставил цветы на подоконник.
  • Собака сидит на цепи.

   Дети должны выделить во фразах сначала те слова, в которых есть звук «с» («сь»), а затем «ц».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 13

Кто больше придумает слов

Цель. Дифференциация звуков «ш» - «ж» в словах.

Описание игры. Придумывание слов на заданный звук. Сначала на звук «ш», затем – на звук «ж».

   Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 14

Выдели слово

Цель. Дифференциация звуков «ш», «ж» во фразовой речи.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям фразы.

  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Миша скоро пойдет в школу.
  • Ежик лежит под елкой.
  • Женя ест мороженое.
  • Бабушка вяжет дедушке шарф.
  • Женя шьет кукле новую рубашку.

   Дети должны выделить во фразах сначала те слова, в которых есть звук «ш», а затем «ж».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 16

Собери ромашку

Цель. Дифференциация звуков «р», «рь», «л», «ль» в словах.

Описание игры.  На разбросанных лепестках ромашки изображены предметы, в названиях которых есть звуки звуками «р», «рь», «л», «ль». Необходимо собрать ромашку на заданный звук.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 15

Сказка «На лесной опушке»

Цель. Дифференциация звуков «р», «рь», «л», «ль» в словах.

Описание игры. Воспитатель читает сказку: «На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был огород, где выращивали овощи со звуками «р», «рь», «л», «ль». Какие это были овощи? Осенью заяц собрал урожай и решил себе оставить овощи со звуками «рь» и «ль», а овощи с «л» и «р» - продать на рынке. Какие овощи он оставил, а какие продал? По пути на рынок заяц встретил ежа с мешком. В мешке еж нес игрушки для ежат, в их названиях были звуки «р» и «л». Какие это были игрушки? По дороге заяц встречал много животных. Сначала тех, в названиях которых есть звуки «л» и «ль» (Каких?), а затем тех, в названиях которых есть звуки «р» (Каких?).

  На базаре он продал овощи и решил купить для дома посуду. У енота он купил предметы посуды, в названиях которых есть «л» и «р» (Какие предметы?), а у барсука – предметы посуды, в названиях которых есть «ль» и «рь» (Какие предметы?).

   Вечером заяц вернулся домой. Зайчиха и зайчата были очень рады его покупкам.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 17

Прогулка на велосипедах

Цель. Дифференциация звуков «с» - «ш» изолированно.

Оборудование. Картинки с изображением колеса и насоса.

Описание игры. Воспитатель рассказывает: «Представьте, что вы едете на велосипеде по тропинке в лесу. Вдруг вы прокололи колесо. С каким звуком вырывается воздух из проколотого колеса? (ш-ш-ш). Вы достаете насос и начинаете качать колесо. С каким звуком выходит воздух из насоса? (с-с-с). А воздух из колеса продолжает выходить. Как? (ш-ш-ш). А мы продолжаем качать колесо насосом. Как? (с-с-с). Устали. Пришлось пешком возвращаться домой.»

  Затем педагог показывает картинки насоса и колеса, а дети произносят соответствующий звук.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 18

Кто быстрее соберет вещи?

Цель. Упражнять в дифференциации звуков «с»-«ш».

Оборудование. Картинки с изображением предметов одежды (шуба, шапка, шляпа, шарф; свитер, сарафан, сапоги, костюм), 2 чемоданчика разного цвета.

Описание игры. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи со звуком «ш».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

№ 19

Магазин

Цель. Упражнять детей в дифференциации звуков «р» - «л», «с» - «ш».

Оборудование. Предметные картинки, карточки с буквами «р», «л», «с», «ш».

Описание игры. Детям раздаются «деньги» – карточка с буквами. Каждый должен купить на свои деньги разные предметы. На деньги «с», например, можно купить предметы, в названиях которых есть звук «с». Игроки выкладывают деньги (карточку с буквой) рядом с нужным товаром (предметной картинкой). Если игрок уплатил правильно, воспитатель продает требуемый товар. Выигрывает тот, кто первым потратит правильно свои деньги.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 1

Подскажи Петрушке звук

Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Оборудование. Петрушка, ширма.

Описание игры.Воспитатель сообщает, что Петрушка будет называть слова, не договаривая последний звук. Его должны назвать дети.

  • На солнышке грелся черноухий котено… (к).
  • На него смотрел белолапый щено… (к).
  • Охотники развели в лесу косте… (р).
  • Ученик держал в лесу каранда… (ш).
  • На лесную полянку выбежал зая… (ц).

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 2

Какое слово задумано?

Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого звука.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и называет ее: «Это …омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я так и говорю - …омашка». Дети произносят слово с нарочитым усилением первого звука. «Почему у меня так не получается?» - удивляется воспитатель. Дети должны ответить, что он пропускает первый звук. Воспитатель показывает остальные картинки и, называя их, также пропускает первый звук. Дети должны поправлять воспитателя.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 3

Какой звук потерялся?

Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Описание игры. Воспитатель читает стихотворный текст, в некоторых словах не проговаривая первый звук. Дети слушают и находят слова, произнесенные неверно, произносят их правильно и называю звук, который был пропущен.

   Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель может не проговаривать звук уже в двух-трех словах. Дети должны восстановить пропущенные звуки.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 4

Что же здесь не так?

Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Описание игры. Воспитатель читает детям письмо Петрушки:  «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово – …орова. Что это за слово? (Корова). Какого звука не хватает в моем слове? (Звука «к», который слышится в начале слова). Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уки, …рыша, …ерево, …абор.

   Молодцы! Все слова узнали правильно!

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 5

Определи первый звук в слове

Цель. Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Оборудование. Карточки, на каждой из которых 4-6 предметных картинки, кружки.

Описание игры. Воспитатель раздает карточки детям. Затем спрашивает, у кого на карточке есть предмет, начинающийся со звука «а».тот из детей, кто назовет нужный предмет со своей карточки, получает кружок, которым накрывает названную картинку. Воспитатель продолжает задавать вопросы. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается это слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 6

Цепочка

Цель. Упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове.

Оборудование. Карточки для настольной игры, размером 8*5 см, с предметными картинками.

Описание игры. На столе у детей лежат карточки. Воспитатель кладет первой картинку с изображением карандаша и объясняет задание: «Мы будем выкладывать цепочку из предметов. Первым в цепочке будет слово карандаш. Следующим должно быть слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто найдет предмет с таким названием у себя на картинке, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко

слышался последний звук в слове.

Если сразу несколько детей найдут подходящие картинки, то в цепочку положит картинку тот, кто нашел ее первым.

Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного в цепочке, слегка выделяя голосом первый и последний звук в каждом слове.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 7

Кто в домике живет?

Цель. Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Оборудование. Карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками, на чердачном окошке – буква (К, С, З, Ц, Ж, Л, Р). Предметные картинки

Описание игры. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф – в домике Ж и в домике Р), то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что животное должно жить в его домике.

   Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике К), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 8

Назовите слово

Цель.Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Оборудование. Демонстрационная звуковая линейка.

Описание игры. Воспитатель предлагает произнести какое-нибудь короткое слово, показывая на линейке, как открываются одно за другим окошки по количеству звуков. Затем дети называют другие слова, а педагог обращает их внимание на то, что в одном слове мало звуков, в другом – много. Количество звуков он иллюстрирует при помощи звуковой линейки. Предложив детям произнести длинное слово, он показывает, что звуков так много, что не хватает окошек на линейке.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 9

Кто найдет короткое слово?

Цель.Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Оборудование. Демонстрационная звуковая линейка (60*8 см), звуковые линейки для детей (25*4 см).

Описание игры. Педагог на демонстрационной звуковой линейке показывает, что в разных словах разное количество звуков, а от того, сколько звуков в слове, зависит длительность его звучания. Воспитатель подбирает короткие слова (из 2-3 звуков) и длинные. Затем он учит детей самостоятельно работать с линейкой, предлагая придумывать и изображать на линейке короткие слова.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 10

Молчанка

Цель. Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Оборудование. Игрушки и предметы, находящиеся в комнате, индивидуальные звуковые линейки.

Описание игры. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и поискать короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с короткими названиями. Найдя его, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линейках проверяют, правильно ли он выполнил задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинными названиями.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 11

Слово можно прошагать

Цель. Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Описание игры. Воспитатель говорит детям, что узнать, короткое слово или длинное, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает, обращает внимание детей, что получается только один шаг. Далее воспитатель предлагает называть разные слова и одновременно шагать. Считать шаги не нужно, главное – обращать внимание на длительность звучания слова.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 12

Кто ушел вперед?

Цель. Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Описание игры. Игра проходит так же, как игра «Слово можно прошагать», но шагают дети вдоль веревки, по которой замечают длину слова в шагах. Выигрывает тот, кто найдет самое длинное слово. Воспитатель следит за тем, чтобы при вышагивании дети произносили слова не спеша и протяжно.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 13

Кому достанется мяч?

Цель. Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Оборудование. Два мяча.

Описание игры. Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, стоящие первыми держат по мячу. Дети в одной шеренге произносят короткие слова, а в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Игра начинается по сигналу. Если кто-либо называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол – очко теряется. Воспитатель и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок. Затем задание для каждой шеренги меняется и игра повторяется.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 14

Что нужно кукле?

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Оборудование. Кукла, предметные картинки: мыльница с мылом, зубная щетка, тарелка, чашка, чайник, ложка, вилка.

Описание игры. Воспитатель просит назвать каждый предмет на картинках, сказать, для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии. Затем предлагается отобрать для куклы Нины предметы, необходимые для умывания (сначала со звуком «л», затем со звуком «т»). Далее отобрать предметы, необходимые для еды (сначала со звуком «л», затем со звуком «к» и т.д.).

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 15

Расскажи все о куклах

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Оборудование.Две куклы, одетые в разные платья.

Описание игры.Педагог показывает кукол – Катю и Галю – выделяя голосом первые звуки в именах. Детям предлагается рассказать о куклах, используя слова со звуком «к» в рассказе про Катю и «г» - в рассказе про Галю. Воспитатель намечает примерную схему рассказа: что на кукле надето, какие у нее игрушки, что она любит есть и т.д. Рассказы детей воспитатель записывает, а затем читает вслух, выделяя голосом нужный звук.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 16

Загадка Петрушки

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Описание игры.Воспитатель читает письмо Петрушки: «Здравствуйте, дети! Я живу на даче, гуляю в лесу. Люблю собирать грибы. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в их названиях обязательно есть звук «р»  (боровики, грузди, рыжики, сыроежки…), звук «т» (маслята, опята), звук «с» (сыроежки, маслята), звук «и» (подберезовики, подосиновики, рыжики, сыроежки)».

  Воспитатель следит, чтобы дети называли только съедобные грибы.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 18

Кто же это был?

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Описание игры.Воспитатель рассказывает: «Жили-были утка и курица. В кличке утки слышался звук «у» (Утя), а в кличке курицы – «с» и «р» (Пеструшка). Любили они приглашать в гости птиц. Утя тех, в названии которых есть звук «у».что это были за птицы? Пеструшка приглашала тех, в названиях которых есть «с» и «р». Кто это? Они угощали гостей лакомствами, в названиях которых есть звуки «а» («к»). Что это? Весело щебетали они и слушали рассказы Сороки-Белобоки.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 17

Кто проник в избушку?

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Оборудование. Индивидуальные звуковые линейки.

Описание игры. Воспитатель рассказывает: «Стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто в нее не мог проникнуть, ни животное, ни птица, лишь насекомые могли проползти сквозь щели.

Первым пролезло то насекомое, в названии которого был звук «к» (комар, мотылек), затем насекомое со звуком «у» (муха, паук, гусеница), со звуком «с» (оса, стрекоза), со звуком «м» (муравей). Вдруг подползло насекомое с коротким названием. Догадались, кто это?

Проверьте на линейках, действительно ли в этом слове мало звуков.

Вслед за ним в избушку стали проникать насекомые, названия которых более длинные.

  Собрались они в избушке. Видят – на столе самовар и разные сладости. Мухи-цокотухи всех начали чаем угощать. Наелись-напились и домой расползлись.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 19

Про двух друзей

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Описание игры. Воспитатель читает рассказ: «Скучно было Снеговику одному стоять, но пришел мальчик, в его имени был звук «ш». Как его звали? «Меня зовут Саша,» - говорит мальчик. – «А тебя?» «Снеговик. Давай с тобой играть в слова и звуки. Скажи, какой одинаковый звук слышится в названии моей одежды – шапка и шарф?» (Дети отвечают на вопрос Снеговика). «А какой одинаковый звук есть в моем имени и в словах сосулька и нос

 Теперь Саша спрашивает Снеговика: «Какие птицы улетели в теплые края, в названиях которых есть звук «с»?» Снеговик таких птиц не знает. Дети, помогите ему ответить на вопрос. (соловьи, ласточки, скворцы, стрижи). Снеговик спрашивает у Саши: «А какие птицы со звуком «с» остались зимовать?» (Дети помогают ответить: сова, сорока).

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 20

Где твое имя, догадайся?

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Описание игры. Воспитатель с детьми рисуют на земле несколько квадратов, в них спрятались имена детей. В первом квадрате находятся имена со звуком «к». Педагог предлагает детям с подходящими именами стать в квадрат. Во втором – имена, в которых слышится звук «ш». В третьем – со звуком «о». В четвертом – со звуком «и». Жюри – взрослый и 2-3 ребенка – обходят домики-квадраты и отмечают верные или ошибочные ответы.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

№ 21

Звуковые часы

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Оборудование. Пособие «Звуковые часы».

Описание игры. Задания рассчитаны на то, чтобы дети вслушивались в слова, сопоставляли их, выявляли и выделяли в них звуки, определяли разную длительность звучания слов.

  • Найти на часах самые короткие слова.
  • Покажите стрелками два длинных слова.
  • Маленькой стрелкой укажите короткое слово, большой - длинное.
  • Найдите два слова со звуком «с».



Предварительный просмотр:

Альбом

звукоподражаний

и слов

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  • - Покажи маму (папу).
  • Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
  • Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
  • - Кто это?
  • Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
  • Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
  • Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).

-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        - Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»

-        Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)

2.        - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).

  • Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
  • Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).

3.        - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).

  • Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
  • Положи малышу игрушку. Как он просит ?
  1. -«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
  2. - Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.

-        Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

6.        Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.

УА

Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа!

Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!»

АУ

Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!

Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау!

Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.

Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау!

В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!»

И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!»

Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).

  • Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
  • Кто кричит: «Му» («Мяу»)?

2.        - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)

-        Видишь корову (кошку)?

(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).

-        Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

  1. - Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
  2. - Подари:

а)        кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),

б)        коровке одну палочку, а кошке много палочек.

  • Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
  • У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?

(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).

5.        - «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).

  • Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
  • Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).

6.        Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

МУ

Му - му!

Ой, бычок, ты бычок,

Молока кому?

Золотистый бочок.

Не бодайся, не мычи:

Ты иди, не топочи,

Му - му!

МЯУ

Мяу - мяу! - кот пищит,

Сидит на окошке

У меня живот болит.

Маленькая кошка:

Мяу - мяу!

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  • Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
  • Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
  • Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
  • Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
  • Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
  • Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.

Примечание:    если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех  картинок.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        - Покажи, где собачка кушает?

- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)

  1. -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку? («Ам»). Как Ляля скушает конфетку? («Ам»).
  2. - Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?

(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай», «ам»).

4.        - «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?

(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).

5.        - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).

(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).

  1. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка отраженному звукоподражанию.



Предварительный просмотр:

Грамматический строй речи, словообразование

1.АКТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ: ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, НАД, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Оборудование: сюжетные картинки

Методика обследования: ребёнку предлагают ответить на вопросы о местоположении предметов и действующих лиц сюжетных картинок.

Например: Где спрятался щенок? Откуда показалось солнышко? и т.п.

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ФУНКЦИЕЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки.

Методика обследования: ребёнку предлагают назвать изображённые на картинке предметы и персонажи.

 А) существительные в И.п. мн.ч. (Что (кто) это?):

-кольца, уши, львы;

-воробьи, стулья, деревья, друзья, крылья.

Б) существительные в Р.п. мн.ч (Много (нет, около, для) чего?):

-окна, ложки, берёзы;

-карандаши, вёдра, листья.

В) Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

-роза, окно, рыба;

-пень, карандаш, ключ.

3. ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО - ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Методика обследования: ребёнку предлагают назвать изображённые на картинке предметы (существа):

4.ОБРАЗОВАНИЕ НАЗВАНИЙ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Методика обследования: ребёнку предлагают назвать изображённых на картинке животных и их детёнышей:

  • Кто у курицы (у коровы, у лошади, у собаки, у козы, у львицы, у свиньи)?

5. ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО? КАКОЙ?).

Оборудование: предметные картинки, окружающие предметы.

Методика обследования: ребёнку предлагают сказать, из чего изготовлены предметы:

 стакан из стекла - …;

 стол из дерева -…;

 шапка из меха -…;

 колесо из резины -…; варенье из брусники …; самолёт из бумаги -…; крепость из снега -…;

дом из кирпича -…; компот из клюквы-…, ложка из серебра -…, медвежонок из плюша…;

коробка из картона -… .

6.ОБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

Оборудование: предметные картинки.

Методика обследования: ребёнку предлагают сказать, кому принадлежат изображённые на картинках предметы

 сумка мамы -…;

пальто бабушки -…;

мех лисы-…;

уши зайца-…;

 лапы медведя-..;

хвост кошки -…;

голова лошади -…;

чешуя рыбы-… .

7.ОБРАЗОВАНИЕ ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ.

 Методика обследования: ребёнку предлагают дополнить высказывания педагога словами, обозначающими действия героев предложения.

  • Весной птицы прилетают, а осенью…
  • На дерево залезают, а с дерева…
  • Воду в стакан наливают, а из стакана …
  • По дороге ходят, а через дорогу …
  • В дом входят, а из дома …
  • Через верёвочку перепрыгивают, а вверх …

8 .ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА.

Оборудование: предметные картинки.

Методика обследования: ребёнку предлагают назвать действия, совершаемые персонажами картинки:

рисует – нарисовал;

убирает – убрал;

ловит – поймал;

снимает – снял;

надевает – надел;

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Высокий уровень (3) – задания выполняет самостоятельно

Средний уровень (2) – задания выполняет с помощью

Низкий уровень (1) – задание не выполняет, испытывает трудности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...