Моторная и сенсорная алалия.
статья по логопедии

Принципы работы при моторной и сенсорной алалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornaya_i_sensornaya_alaliya.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Причины:

- воспалительные поражения головного мозга,

- травматические поражения головного мозга,

- кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов,

- обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития,

- последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы.

Происходит:

запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

Может быть:

  • врожденное недоразвитие,
  • ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде).

 

 Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

 

Симптомы речевые:

  • фонетические нарушения (звукопроизношение)
  • недоразвитие фонематического слуха
  • аграмматизмы в речи
  • нарушения структуры слова и фразы
  • резко обеднен словарный запас
  • нет связной речи
  • не сформирована мотивация общения
  • понимание речи сохранно

Симптомы неречевые:

  • общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики
  • нарушения координации движений
  • недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)
  • патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)
  • вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)
  • нарушение орального и динамического праксиса
  • несформированность игровых навыков
  • импульсивность, хаотичность деятельности
  • нестойкость интересов

Различают три уровня недоразвития речи:

1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи

2 уровень: зачатки общеупотребительной речи

3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Образцы речи:

1 уровень:

аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой

ребенок пользуется только ситуативной речью

2 уровень:

простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)

3 уровень:

речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)

уровень:

 

Методика логопедического воздействия при алалии.

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.

 

1 этап - однословное предложение (с неговорящими детьми)

Цель:

- вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений;

- расширять объем понимания речи.

Занятия проводятся индивидуально, в игровой форме:

  • избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания;
  • дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала

 

Понимание речи:

  • запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье);
  • понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием;
  • оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»);
  • понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»;
  • понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»).

 Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА

Развитие самостоятельной речи:

  • создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания
  • называние близких людей («мама, папа»)
  • выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)
  • выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)
  • звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)
  • подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)
  • введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.
  • подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум
  • подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у
  • введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У
  • при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ
  • формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ. ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ. МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ. МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.

 

2 этап -- первые формы слов (у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей).

 

Понимание речи:

  • различение количества предметов (много –мало--один)
  • различение величины предметов (большой --маленький)
  • различение вкуса (сладкий – соленый)
  • пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)
  • различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА
  • различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)
  • различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)

Развитие самостоятельной речи:

  • звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение;
  • называние знакомых предметов;
  • наращивание слогов к концу слова: МУ - … РУ -- … ПО -- , ЛАП- + КА.

 

Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с возможностью объединять слова в предложения: как только появляется фраза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.

  • Двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА.
  • Употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ.
  • Употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША.
  • Употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ (не совпадает с И.п.).
  • Употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ.
  • Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать.

Ребенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных слов.

 

3 этап - двусоставное предложение. Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова.

Понимание речи:

  • различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ;
  • различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ, РИСУЕТ – ПИШЕТ, ШЬЕТ – ВЯЖЕТ, МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ – СТИРАЕТ;
  • различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ;
  • различение приставок в страдательных причастиях: ОТКРЫТО - ЗАКРЫТО, РАССТЕГНУТО – ЗАСТЕГНУТО;
  • понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ;
  • различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ;
  • различение рода глаголов прошедшего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА;
  • различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?
  • понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?
  • пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ, ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА;
  • обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?
  • различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ – СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ;
  • понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ -- ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ;
  • различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД.

 

Самостоятельная речь:

  • составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП;
  • составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ;
  • ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …;
  • подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …;
  • употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ;
  • заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …;
  • формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА;
  • формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …;
  • различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки).

 

4 этап - предложения из нескольких слов

Цель:

- научить строить предложения из 3-5 слов,

- научить простейшему словоизменению существительных и глаголов,

- формировать навыки связной речи.

 

Понимание речи:

  • понимание падежных окончаний существительных,
  • понимание прилагательных и наречий.

 

Самостоятельная речь:

  • закрепление конструкций предыдущего этапа;
  • составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ;
  • составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ;
  • составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО;
  • составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА;
  • составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»;
  • составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ;
  • составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ;
  • составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ;
  • составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ;
  • составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ;
  • образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ;
  • образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК;
  • образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»);
  • сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ;
  • образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ;
  • слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …;
  • постановка звуков;
  • заучивание стихов (двустиший и четверостиший);
  • заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ.

 

5 этап - расширение объема предложения, сложное предложение.

 

Цель:

- научить детей строить сложные предложения;

- продолжить работу над словоизменением;

- научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными (для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма).

 

Самостоятельная речь:

  • образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ;
  • согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО;
  • согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ;
  • различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ;
  • составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ;
  • составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ;
  • составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ;
  • составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ;
  • составление предложений с однородными дополнениями: МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ;
  • составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ;
  • согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ;
  • составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ;
  • составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ;
  • составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ;
  • составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ;
  • составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»;
  • образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ;
  • образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ;
  • образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ;
  • образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ;
  • образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ;
  • образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА;
  • подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ;
  • подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ;
  • различение слов с оттенками значений -- ИДЕТ – МАРШИРУЕТ;
  • различение близких по значению слов: РВЕТ – ЛОМАЕТ;
  • замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед. и мн. число на 3 лицо;
  • образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ;
  • образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО– ВКУСНЕЕ.

 

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

Проявления:

- ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранен;

- при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость (одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза;

- не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия;

- гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители.

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

  • большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
  • ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего
  • улучшение понимания при многократном медленном повторении
  • трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
  • улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)
  • улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
  • улучшение понимания при общении с матерью

Речь при сенсорной алалии:

  • из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи;
  • двигательное беспокойство, трудности поведения;
  • дети мало пользуются жестами и мимикой;
  • реагируют на интонацию, не понимания смысла;
  • игру сопровождают модулированным лепетом;
  • логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов;
  • эхолалия -- повторение обращенной речи;

При появлении первых слов:

  • о шибки в ударении;
  • замены;
  • искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз другая ошибка);
  • высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме.

В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

 

Методика логопедического воздействия при сенсорной алалии.

Основные направления коррекции:

  • сознательный анализ состава речи;
  • развитие фонематического восприятия;
  • понимание речевых структур.

 

Основной принцип коррекционной работы:

последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга

 

Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи):

- определяют часы и дни отдыха;

- ограничивают излишнее общение;

- исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор;

- щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам;

 - привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку);

- пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам;

- различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша);

- развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.);

- развитие зрительной и двигательной подражаемости: «ладушки», «сорока»;

- развитие потребности общения, мотивации общения;

- различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука).

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация.

- введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением;

- нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям);

- выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова;

- различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА;

- различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение;

- различение характера звука, источника звучания, его локализации;

- предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО;

- понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер;

- развитие фонематического слуха;

- формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач);

- формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов (посуда, мебель; мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать; летит – летят);

 - конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…);

- раннее обучение грамоте.

 

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

  • состояния слуховой чувствительности;
  • времени и характера проводимого лечения;
  • коррекционно-воспитательного воздействия;
  • возраста и интеллекта ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по логопедии по теме:Неречевая симптоматика детей с сенсорной алалией

У детей с сенсорной алалией выявляются: неврологическая симптоматика, нарушения двигательной сферы, нарушения высших психических функций, трудности поведения....

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия.          Данная форма меньше описана в специальной литературе, т.к. ее трудно диагностировать и она встречается не так часто, как моторна...

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.

Дифференциальная диагностика  моторной и сенсорной алалии. Таблица....

Взаимодействие с родителями. «Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»

МАСТЕР - КЛАССВзаимодействие с родителями.«Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»3 мая 2016 года учитель-логопед старшей группы Матвиенко Е.Н. б...

"Моторная и сенсорная алалия"

quot;Моторная и сенсорная алалия"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ И СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЯМИ

Алали́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и λαλιά — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; тяжелые степени алалии выражаются у де...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для ребенка с ЗПР и моторно-сенсорной алалией (средняя группа)

Это конспект занятия для ребенка, который с трудом усваивает слова. Значения слов нечеткие. Выраженно страдает использование в речи глаголов, прилагательных, предлогов. Ребенок испытывает серьезные тр...