Особенности восприятия картины детьми дошкольного возраста с ОВЗ
статья по логопедии

Голубева Ольга

Зрительное восприятие является одним из основных средств познания окружающей действительности.От уровня его развития во многом зависит формирование таких психических процессов, как речь, внимание, мышление. Поэтому так важно, чтобы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) восприятие стало более осмысленным и произвольным процессом.
В статье дана сравнительная характеристика особенностей процесса восприятия у дошкольников с нормой развития и у дошкольников с ОВЗ. 
Особенности зрительного восприятия детей с ОВЗ позволяют судить о необходимости планомерной коррекционной работы в данном напралении, и обучение рассматриванию картин для этого очень подходит. 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности восприятия картины детьми дошкольного возраста с ОВЗ

        Основным видом восприятия является зрительное восприятие. Именно с его помощью мы имеем способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видим.

        Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков в различных ситуациях.
       Зрительное восприятие – это процесс комплексный, включающий многочисленные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем восприятия…

        Зрительное восприятие ребенка пяти лет при норме развития всё еще носит непроизвольный характер, иными словами является непреднамеренным.

К семи годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, а также сравнить предметы между собой.

К пяти-шести годам происходят существенные изменения в процессе восприятия пространства. В данном возрасте ребенок всё чаще проявляет потребность произвести анализ во всех встречающихся формах. Он уже предпринимает попытки установить, на что похож предмет, т.е. происходит ассоциативная деятельность; развивается глазомер.

        Таким образом, зрительное восприятие старших дошкольников  характеризуется рядом особенностей:
- объединяет определенные свойства и качества предмета в целостный образ;
- способствует развитию речи, внимания, интеллекта;
- происходит формирование представлений об окружающем мире, образах предметов, целостной картины мира, которая соответствует уровню развития ребенка.

У дошкольников с ОВЗ наблюдается нарушение зрительного восприятия: характерно снижение объема восприятия, недостаточная целенаправленность и дифференцированность, фрагментарность восприятия, низкая способность формирования целостного образа.

         Все эти особенности проявляются и при восприятии детьми картины на занятиях или в совместной деятельности с педагогом.

Детям требуется больше времени (по сравнению с детьми с нормой развития) на выделение характерных свойств и качеств рассматриваемых объектов на картине; на поиск заданного предмета (объекта). При работе с картиной у детей часто возникают сложности с восприятием цвета, пространства (пространственное расположение по признаку удаленности), пониманием заслонённости одного предмета другим.  В недостаточной мере проявляются такие свойства зрительного восприятия, как целостность (т.е. восприятие целостного образа картины или конкретного предмета) и осмысленность (восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов). Скорость и полнота зрительного обследования предметов на картине снижена. У детей приходится развивать прослеживающие функции глаз.

Надо заметить, что для дошкольника восприятие картины напрямую зависит от ее содержания, знакомого или малознакомого ребенку, от структуры картины, динамичности или статичности сюжета.

          Особенности зрительного восприятия дошкольников с ОВЗ позволяют судить о необходимости использования эффективных путей коррекции и развития восприятия, создания оптимальных условий в процессе коррекционной работы. 

          Именно от развития в дошкольном детстве зрительного восприятия во многом зависит становление таких психических процессов, как речь, внимание, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11690681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 30px;"}}]]Восприятие природы детьми дошкольного возраста,...

Статья "Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста"

В статье раскрываются возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.За основу  взяты материалы учебников по психологии для студентов: Немова Р.С., Мухиной В.С., Маклакова ...

Особенности восприятия мира детьми дошкольного возраста

Представленный материал поможет родителям понять, как воспитывать, обучать и развивать своего кроху, исходя из представления о том, как малыш получает информацию, анализирует и использует полученные д...

Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Творчество ребенка-слушателя проявляется в том, что в процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и д...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно­художественной ценности произведений и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огро...

Консультация для педагогов и родителей «Особенности восприятия звука детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Особенности восприятия звука  детьми дошкольного возраста»...