Структура разных видов занятий по звукопроизношению
методическая разработка по логопедии

1. Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков. Тема: «Постановка звука …»

2. Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука. Тема: «Автоматизация звука [...]»

3. Структура логопедического занятия по дифференциации звуков. Тема: «Дифференциация звуков [...] – [...]»


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiy_po_zvukoproiznosheniyu.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков

Тема: «Постановка звука …»

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные упражнения;
  • упражнения по развитию силы голоса и выдоха.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

  • положение губ;
  • положение зубов;
  • положение языка (кончика, спинки, корня);
  • участие голосовых складок;
  • характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;
  • в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;
  • в словах;
  • в предложениях;
  • в тексте.

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

  • повторение, какой звук отрабатывался на занятии;
  • анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
  • заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.


Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука

Тема: «Автоматизация звука [...]»

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука...».

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
  3. Объявление темы занятия.
  4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
  5. Анализ артикуляции по плану.
  6. Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).
  7. Связь звука с буквой.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
  10. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
  11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
  12. Закрепление звука в тексте.
  13. Домашнее задание.
  14. Итог занятия.
  15. Оценка работы детей на занятии.


Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

Тема: «Дифференциация звуков [...] – [...]»

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.

Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте). Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
  3. Объявление темы занятия.
  4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
  5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.
  6. Характеристика звуков.
  7. Связь звуков и букв.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
  10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.
  11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
  12. Дифференциация звуков в тексте.
  13. Домашнее задание.
  14. Итог занятия.
  15. Оценка работы детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...

Консультация для воспитателей "Разные виды физкультурных занятий"

Данная консультация  разрабатывалась в помощь воспитателям, как методически правильно организовать физкультурно-образовательную деятельность,  в рамках взаимодействии с инструктором....

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...

Механизм интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности.

В литературе - слово, в театральной деятельности - движения, изобразительной деятельности - рисунок, в музыке - мелодия....

«Классификация игр, функции и структура разных видов игр»

Детские  игры явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В последнее годы проблема классификации детских игр вновь ...