Д.О. Сигачева, М.В. Ковалева (Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Невского района Санкт-Петербурга) ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии

Сигачева Дарья Олеговна

В статье представлены результаты проведенного экспериментального исследования направленного на определение умения объяснять значения слов различных частей речи  у дошкольников 6-6,5 лет с общим недоразвитием речи  и их сверстниками с нормальным речевым развитием. На основании анализа результатов, полученных в ходе исследования, сделаны выводы об использовании стратегий при толковании  слов различных частей речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sigacheva_kovaleva_statya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Д.О. Сигачева, М.В. Ковалева

(Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Невского района Санкт-Петербурга)

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Одной из основных задач логопедического воздействия является развитие лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обогащение лексики, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления, восприятия, памяти и других психических процессов [1, 2, 4].

Одним из методов изучения структуры значения слова является объяснение значения слова. Характер объяснения значения слова выявляет  соотношение понятийного и денотативного компонентов в структуре значения слова, отражает уровень интеллектуального развития ребенка [2, 3].

В психолингвистических исследованиях представлены сведения о различной природе усвоения существительных, прилагательных и глаголов. Тенденции осознания значения слов существительных, прилагательных и глаголов  различны.

Семантическая структура существительных имеет более четкие границы, их лексическое содержание может быть определено дефинициями. В то время как семантика у признаковых имен, как правило, осуществляется путем синонимизации. Семантика глагола значительно сложнее, менее конкретна, что обусловлено его основной ролью в системе языка: в синтаксисе глагол представляет собой семантический и структурный центр предложения, выражает предикативные категории и определяет семантику связанных с ним компонентов.

Анализ способов толкования слова позволяет выделить те семантические признаки, на которые  дети  прежде  всего ориентируются при объяснении значения слова, то есть те дифференциальные признаки, на основе которых осуществляется поиск слова в процессе его употребления. Среди них можно выделить денотативные признаки, включающие ситуативные признаки денотата (его местонахождение), внешние признаки, непосредственно свойственные денотату, функциональные признаки денотата, и лексико-семантические признаки, обусловленные связями слова, местом слова в лексической системе, семантическом поле. Лексико-семантические признаки могут включать соотнесение слова с более общим понятием без указания дифференциальных признаков, а также выделение семантического поля с указанием дифференциальных признаков, т. е. истинную дефиницию [3].

В результате проведенного экспериментального исследования, направленного на определение умения объяснять слова различных частей речи, были выявлены значительные различия между дошкольниками 6-6,5 лет с общим недоразвитием речи (далее ОНР) и их сверстниками с нормальным речевым развитием, что указывает на различную структуру значения слова у рассматриваемых групп детей.

При толковании существительных, являющихся обобщающими понятиями, характерным для детей с ОНР в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием  неравнозначной была частота использования денотативных и лексико-семантических признаков. Так в ответах детей с ОНР преобладающими были следующие стратегии объяснения значения слова: определение значения через называние функций денотата («одежда – чтобы не замерзнуть на улице», «мебель – украшает комнату»), определение значения слова через описание местонахождение денотата, внешних признаков денотата («овощи – вкусные, растут на даче», «цветы – растут на полянке»).

При этом дети с нормальным речевым развитием при объяснении значения существительных обобщающего характера, как правило, подбирали дефиниции к слову-стимулу (например, свекла – это овощ, красного цвета, растущий в земле).

Дети с ОНР при толковании существительных конкретного значения использовали только соотнесение слова с более общим понятием без указания дифференциальных признаков («яблоко-фрукт», «береза – дерево», «сапоги – обувь»). В ответах детей с нормальным речевым развитием отмечалось использование дифференциальных признаков.

Так, у детей с ОНР наблюдались следующие способы объяснения слова: определение слова через описание внешних признаков денотата (береза – с листочками», «собака – с ошейником, с ушками», («паук – черный»), определение слова через описание ситуативных и функциональных признаков денотата («яблоко – растет на дереве», «вилка – чтобы кушать»).

При объяснении значений имен прилагательных в большинстве случаев дети с ОНР использовали стратегию включения слова в контекст, актуализируя синтагматические связи  («холодный – снег», «желтый – лимон», «большой – арбуз», «круглый – мячик»). Кроме этого, были зафиксированы способы объяснения значения прилагательных с использованием антонима с частицей «не» («низкий – это невысокий», «тяжелый – это нелегкий»).

При этом дети с нормальным речевым развитием успешно справились с данным заданием. Стратегия объяснений значения прилагательных выражалась у данной группы дошкольников в точном подборе дефиниции и умению логически выстраивать собственное определение слова («маленький – это имеющий небольшой размер, «желтый – это что-то желтого цвета, солнышко желтое, лимон желтый, «соленый – что-то соленое на вкус, где есть соль»).

Объяснение значений глаголов также не выявило трудностей у дошкольников с нормальным речевым развитием. Дошкольники данной группы при объяснении значений слов-стимулов использовали лексико-семантические признаки в подавляющем большинстве случаев, определяли значение слова и основные семантические признаки, конкретизировали значение слов, то есть, использовали истинные дефиниции («торопиться – куда-то быстро спешить», «ехать – передвигаться на чем-то», «летать – высоко на самолете можно летать или с крыльями летать в небе»).

В отличие от детей с нормальным речевым развитием, дети с ОНР преимущественно использовали стратегию включения слова-стимула в контекст и иногда меняя форму глагола («идти –  на прогулку, в магазин игрушек», «ехать – на футбол, в детский сад, к бабушке», «ползти – ползает гусеница по листочку», «торопиться – домой», «светить – ярко, как солнышко»).

Вышеизложенные данные, полученные в ходе исследования, указывают на недостаточное использование лексико-семантических признаков, неумение выделять дифференциальные семантические признаки, недостаточную конкретизацию, доминирующие денотативные признаки при толковании слов у детей с ОНР, по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием. Указанные трудности могут быть обусловлены бедностью словаря, недостаточной сформированностью умственных операций (анализа, синтеза, конкретизации) со сниженной способностью к рассуждению.

Таким образом, выявленное своеобразие лексического строя речи у дошкольников с ОНР указывает на необходимость проведения логопедической работы по развитию лексической системности, по уточнению смыслового значения слов.

Список литературы

  1. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи : автореферат дис.  канд. пед. наук: 13.00.03 / Антипова Ж. В. -  М., 1998. – 16 с.
  2. В. А. Гончарова Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи : автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Гончарова В.А. – СПб.,2002. – 21 с.
  3. Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.

  4. Е. В. Шлай  Формирование индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения : автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Шлай Е.В. – М., 2004. – 20 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 4 Приморского района Санкт-Петербурга.

Публичный доклад Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 4 Приморского района Санкт-Петербурга....

План мероприятий («дорожная карта») Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образ

План мероприятий («дорожная карта») Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Изменения в отраслях социальной с...

Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод

laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...

Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».

В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формиров...

Методическая разработка: «Путешествие на ферму» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Животный мир- важная часть нашей жизни. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать его и поиграть…Впервые с миром зверей человек сталкивается в дошкольном возрасте. Воспитывать л...