Программа дополнительного образования "Речевичок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Грекова Александра Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

«Речевичок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

 учитель-логопед

Грекова Александра

 Александровна

 

 

 

 

Содержание

1. Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка………………………………………………….2

1.2    Цели и задачи деятельности по  реализации программы

        дополнительного образования………………………………………5

1.3Целевые ориентиры освоения детьми программы

     дополнительного образования………………………………….…....7

2. Содержательный раздел

    2.1 Перспективный план работы……………………………………..……8

2.2. Календарно-тематическое планирование…………………………..11

 3. Организационный раздел………………………...…………………...19

4.Методическое обеспечение программы                                          

    дополнительного        образования.......................................................20

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребѐнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушения в формировании связной речи, а также нарушения в формировании лексико-грамматического строя речи, нарушения произносительной стороны речи сильно ограничивают коммуникативные возможности детей.   Все это требует специальной логопедической помощи. Программа дополнительного образования по развитию речи облегчает подготовку  детей к основным занятиям, даѐт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребѐнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. В частности, для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

  1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. 

  1. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. 

  1. Развитие фонематических процессов. 

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. 

  1. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи. Бедность и ограниченность словаря, грамматические ошибки мешают пониманию речи ребенка окружающими. В результате чего у ребенка формируется нежелание вступать в диалог, отвечать на вопросы, что может привести к заниженной самооценке.

 

  1. Цели  и задачи деятельности по реализации программы

Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, а также развитие лексико-грамматического строя речи и создание оптимальных условий для успешной коррекции речи у дошкольников. 

Задачи:                                                 

  1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. 
  2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
  3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .
  4. Развивать движения кистей и пальцев рук. 
  5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания; 
  6. Развивать фонематические представления и навыки
  7. Формировать лексико-грамматический строй речи.
  8. Обогащать и активизировать словарный запас. 

Данная программа составлена с учѐтом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

 

  1.  Принципы программы

 Программа дополнительного образования:

 - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям), возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предполагает построение образовательного процесса, на адекватных

возрасту, формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

 

1. Целевые ориентиры

К концу учебного года у ребенка должны быть:
1) сформированы произвольные, координированные движения органов артикуляции;

2) сформированы все артикуляционные уклады для основных фонетических групп звуков;

3) развита мелкая моторика;

  1. сформировано правильное физиологическое и речевое дыхание; 
  2. сформированы фонематические представления и навыки;
  3. сформирован правильный лексико-грамматический строй речи;
  4. сформирован богатый словарный запас.

 

 

  1. Содержательный раздел

 

 

  1. Перспективный план работы кружка

 

Месяц

Задачи раздела

Формы работы

Оборудование

 

 

Сентябрь

«Сказки о веселом язычке» Развитие артикуля-ционной и мелкой моторики. Формирование правильного речевого дыхания

Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа, проигрывание сказочных сюжетов

Карточки с артикуляционными упражнениями, карточки с пальчиковой гимнастикой,  карточки с дыхательной гимнастикой. Пособия по развитию мелкой моторики.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 

 

«Звуки», «Лексические темы»

1)Изучение звуков и букв

2)Коррек-ция звукопроизношения

3)Фомиро-вание умения выделять звук из ряда звуков, слогов,слов

4)Форми

рование речевого темпа и ритма

5)Развитие фонематических процессов

Беседы, игры со звуками, речедвигательные игры, демонстрация, рассказы.

Логопедичес-кие карточки, артикуляцион-ные профили звуков в графическом изображении, мультимедиа презентации, логопедические пазлы, наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам

Январь

ФевральМарт

Апрель

 

 

«Звуки», «Лексичес-кие темы»

1)Обогаще

ние и активиза

ция словаря

2) формирование лексико- грамматического строя речи

3) развитие связной речи

4) формирование навыков словообразования

Беседы по теме, показ картинок,составление рассказов,  диалоги,  настольные игры по темам

Сюжетные и предметные картинки по темам, мультимедиа презентации, компьютерные логопедические игры «поймай звук»

Май

«Звуковая полянка», «Лексичес кие темы»

1)Развитие фонематиче

ского слуха

2)Развитие фонемати-ческого восприятия

3)Развитие фонематического анализа

4)Развитие фонематического синтеза

Двигательные игры, составление звуковых схем слов, отхлопывание количества слогов в слове

Звуковые схемы, звуковое лото, азбука, звуковая ромашка, компьютерные логопедические игры «поймай звук», демонстрационный материал по лексическим темам.

 

 

  1. Календарно-тематическое планирование

 

месяц

неделя

тема

литература

сентябрь

1

«Сказка о веселом язычке 1»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.

 

2

«Сказка о веселом язычке 2»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.

 

3

«Сказка о веселом язычке 3»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.

 

4

«Сказка о веселом язычке 4»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.

октябрь

5

«Осень золотая»

 

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

6

 

 

 

«Путешествие в страну звуков»

 

 

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

 

 

7

«Путешествие в страну звука Ш»

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

 

 

8

«Путешествие в страну буквы Ж»

 

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

 

ноябрь

9

 

 

 

 

«Путешествие в страну звука Ч»

 

 

 

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

 

 

10

«Путешествие в страну звука Щ»

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

 

 

11

Грибы

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

 

12

«Продукты питания»

Теремкова Н.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

декабрь

13

«Зимушка- зима»

Нищева  Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»­­­­­­

 

14

«Перелетные и зимующие птицы»

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

 

15

«Насекомые»

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

 

16

Животные севера и жарких стран

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

Январь

17

«Зимние виды спорта»

Нищева  Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»­­­­­­

 

 

18

«Инструменты»

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

 

19

«Путешествие в страну звука Л »

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

 

 

20

«Путешествие в страну звука Р »

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях», методическая разработка «В гостях у Рэкса»

 

Февраль

 

 

 

 

21

 

 

 

 

«Одежда»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

 

 

 

 

 

22

«Обувь»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

 

 

23

«Транспорт

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

24

«Человек»

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

Март

    25

«Мебель»

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

 

 

   26

 

«Посуда»

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

 

27

 

«Профессии»

 

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

28

«Во саду ли в огороде»

Нищева  Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»­­­­­­

 

Апрель

26

«Дикие животные»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г

 

27

«Домашние животные»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г

 

28

«Домашние птицы»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г

 

29

«Рыбы»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

Май

30

«Деревья»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

 

31

«Звуковая полянка»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

 

31

«Цветы»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

 

32

«Ягоды»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

 

 

  1. Организационный раздел

 

Программа  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия. Продолжительность занятия 30-40 минут.

Занятия включают в себя следующие элементы:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками.) 
  3. Упражнения        направленные     на      формирование     правильного речевого дыхания. 
  4. Физминутка.
  5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений
  6. Задания на развитие лексико-грамматического строя.
  7. Упражнения на обогащение и активизацию словаря
  8. Логоритмические упражнения

 

4.Методическое обеспечение программы дополнительного         образования

  1. Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.
  2. Герасимова А.С. «Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками». Москва, айрис-прес 2009 г.
  3. Нищева  Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»­­­­­­
  4. ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5­­­­­­­­­­-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.
  5. Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»
  6. Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_rechevichok_ispravlennyy.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Речевичок»

Разработала:

 учитель-логопед

Грекова Александра

 Александровна

Содержание

1. Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка………………………………………………….2

1.2    Цели и задачи деятельности по  реализации программы

        дополнительного образования………………………………………5

1.3Целевые ориентиры освоения детьми программы

     дополнительного образования………………………………….…....7

2. Содержательный раздел

    2.1 Перспективный план работы……………………………………..……8

2.2. Календарно-тематическое планирование…………………………..11

 3. Организационный раздел………………………...…………………...19

4.Методическое обеспечение программы                                          

    дополнительного        образования.......................................................20

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребѐнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушения в формировании связной речи, а также нарушения в формировании лексико-грамматического строя речи, нарушения произносительной стороны речи сильно ограничивают коммуникативные возможности детей.   Все это требует специальной логопедической помощи. Программа дополнительного образования по развитию речи облегчает подготовку  детей к основным занятиям, даѐт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребѐнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. В частности, для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

  1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.  

  1. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.  

  1. Развитие фонематических процессов.  

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.  

  1. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи. Бедность и ограниченность словаря, грамматические ошибки мешают пониманию речи ребенка окружающими. В результате чего у ребенка формируется нежелание вступать в диалог, отвечать на вопросы, что может привести к заниженной самооценке.

  1. Цели  и задачи деятельности по реализации программы

Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, а также развитие лексико-грамматического строя речи и создание оптимальных условий для успешной коррекции речи у дошкольников.  

Задачи:        

  1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.  
  2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
  3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .
  4. Развивать движения кистей и пальцев рук.  
  5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;  
  6. Развивать фонематические представления и навыки
  7. Формировать лексико-грамматический строй речи.
  8. Обогащать и активизировать словарный запас.  

Данная программа составлена с учѐтом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

 

  1.  Принципы программы

 Программа дополнительного образования:

 - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям), возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предполагает построение образовательного процесса, на адекватных

возрасту, формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

  1. Целевые ориентиры

К концу учебного года у ребенка должны быть:
1) сформированы произвольные, координированные движения органов артикуляции;

2) сформированы все артикуляционные уклады для основных фонетических групп звуков;

3) развита мелкая моторика;

  1. сформировано правильное физиологическое и речевое дыхание;  
  2. сформированы фонематические представления и навыки;
  3. сформирован правильный лексико-грамматический строй речи;
  4. сформирован богатый словарный запас.

  1. Содержательный раздел

  1. Перспективный план работы кружка

Месяц

Задачи раздела

Формы работы

Оборудование

Сентябрь

«Сказки о веселом язычке» Развитие артикуля-ционной и мелкой моторики. Формирование правильного речевого дыхания

Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа, проигрывание сказочных сюжетов

Карточки с артикуляционными упражнениями, карточки с пальчиковой гимнастикой,  карточки с дыхательной гимнастикой. Пособия по развитию мелкой моторики.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

«Звуки», «Лексические темы»

1)Изучение звуков и букв

2)Коррек-ция звукопроизношения

3)Фомиро-вание умения выделять звук из ряда звуков, слогов,слов

4)Форми

рование речевого темпа и ритма

5)Развитие фонематических процессов

Беседы, игры со звуками, речедвигательные игры, демонстрация, рассказы.

Логопедичес-кие карточки, артикуляцион-ные профили звуков в графическом изображении, мультимедиа презентации, логопедические пазлы, наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам

Январь

ФевральМарт

Апрель

«Звуки», «Лексичес-кие темы»

1)Обогаще

ние и активиза

ция словаря

2) формирование лексико- грамматического строя речи

3) развитие связной речи

4) формирование навыков словообразования

Беседы по теме, показ картинок,составление рассказов,  диалоги,  настольные игры по темам

Сюжетные и предметные картинки по темам, мультимедиа презентации, компьютерные логопедические игры «поймай звук»

Май

«Звуковая полянка», «Лексичес кие темы»

1)Развитие фонематиче

ского слуха

2)Развитие фонемати-ческого восприятия

3)Развитие фонематического анализа

4)Развитие фонематического синтеза

Двигательные игры, составление звуковых схем слов, отхлопывание количества слогов в слове

Звуковые схемы, звуковое лото, азбука, звуковая ромашка, компьютерные логопедические игры «поймай звук», демонстрационный материал по лексическим темам.

  1. Календарно-тематическое планирование

месяц

неделя

тема

литература

сентябрь

1

«Сказка о веселом язычке 1»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.

2

«Сказка о веселом язычке 2»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.

3

«Сказка о веселом язычке 3»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.

4

«Сказка о веселом язычке 4»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.

октябрь

5

«Осень золотая»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

6

«Путешествие в страну звуков»

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

7

«Путешествие в страну звука Ш»

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

8

«Путешествие в страну буквы Ж»

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

ноябрь

9

«Путешествие в страну звука Ч»

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

10

«Путешествие в страну звука Щ»

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

11

Грибы

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

12

«Продукты питания»

Теремкова Н.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

декабрь

13

«Зимушка- зима»

Нищева  Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»

14

«Перелетные и зимующие птицы»

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

15

«Насекомые»

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

16

Животные севера и жарких стран

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

Январь

17

«Зимние виды спорта»

Нищева  Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»

18

«Инструменты»

Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

19

«Путешествие в страну звука Л »

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»

20

«Путешествие в страну звука Р »

Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях», методическая разработка «В гостях у Рэкса»

Февраль

21

«Одежда»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

22

«Обувь»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

23

«Транспорт

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

24

«Человек»

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

Март

    25

«Мебель»

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

   26

«Посуда»

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

27

«Профессии»

ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

28

«Во саду ли в огороде»

Нищева  Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»

Апрель

26

«Дикие животные»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г

27

«Домашние животные»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г

28

«Домашние птицы»

Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г

29

«Рыбы»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

Май

30

«Деревья»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

31

«Звуковая полянка»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

31

«Цветы»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

32

«Ягоды»

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.

  1. Организационный раздел

Программа  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия. Продолжительность занятия 30-40 минут.

Занятия включают в себя следующие элементы:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками.)  
  3. Упражнения        направленные         на         формирование         правильного речевого дыхания.  
  4. Физминутка.
  5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений
  6. Задания на развитие лексико-грамматического строя.
  7. Упражнения на обогащение и активизацию словаря
  8. Логоритмические упражнения

4.Методическое обеспечение программы дополнительного         образования

  1. Архипенкова О.А., Глинская И.В., Жукова М.С. и др. «Социально-культурная реабилитация и система логопедической коррекции в учреждениях социального обслуживания» Смоленск 2010 г.
  2. Герасимова А.С. «Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками». Москва, айрис-прес 2009 г.
  3. Нищева  Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»
  4. ТеремковаН.Э.«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом №1-№4.
  5. Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»
  6. Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...