Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
статья по логопедии

В данной статье указаны нетрадиционные методы  и их использование в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netradits._metodov_statya.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.                                                                             

 Гараева Г.И.

Учитель-логопед

1 кв.категории

 г. Казань

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Имея полноценный слух и интеллект, у таких детей, как правило, несформировано компоненты всех сторон речей - лексической, грамматической и фонетической.

Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность.

Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты - гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы.

 С уверенностью можно сказать о том, что комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям.

В связи с ростом количества детей, страдающих речевыми нарушениями, на сегодняшний день очень актуален поиск новых форм и методов коррекционно-развивающей работы. В данной ситуации актуальным является выбор системного комплексного подхода коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.А. Поваляева, Е.А. Пожиленко, М.И. Чистякова и др.

Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы, но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на следующие задачи:

- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,

- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Цель: усовершенствование коррекционного процесса.

Использование дополнительных методов помогут создать на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей и помогут скорректировать дефекты речи.


 Нетрадиционные методы  и их значение в логопедической практике.

Понятие «нетрадиционные методы» определяется как комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства. Нетрадиционный коррекционный опыт рассматривается как система деятельности специалиста, меняющая традиционно сложившуюся практику коррекции. Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Специфика нетрадиционных методов коррекции направлена на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Методики нетрадиционных форм предназначены для восстановления умственной и физической работоспособности, устранение усталости, вялости, астенического синдрома. Также может служить как профилактика нарушений мозгового кровообращения, устранение бессонницы, нервозности.

В основном, нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект.

 Нетрадиционные методики для активизации органов артикуляции в логопедической работе

Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные нетрадиционные артикуляционные упражнения, который носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики.

Используют следующие нетрадиционные методы активизации органов артикуляции: артикуляционные игры с ложками, упражнения для язычной и губной, щёчной мускулатуры с водой, упражнения с шариком, логопедический массаж и самомассаж, криотерапия, биоэнергопластика.

Упражнения с ложкой. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками. Так же выполнение круговых движений чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

Упражнения с водой. Такие упражнения способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приёма пищи. Набрав небольшое количество воды в «чашку» (язык в форме чашки), высовывают её далеко вперёд из широко открытого рта и заводят её обратно, перемещают из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни капельки. Набрав воду в рот, дети помещают воду то за левую щёку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Так же проводят полоскание горла.

Упражнения с шариком. Необходимо будет шарик, диаметром 2-3 см, верёвочка длиной 50 см, которая продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. Шарик двигать по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвке и двигать языком вправо-влево. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его. Во время работы взрослый удерживает верёвку в руке. Артикуляционные упражнения с шариком усиливают воздействие на мышцы языка.

Активно используемый в коррекционной работе логопедический массаж и обучение самомассажу способствуют быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Используя различные виды логомассажей, можно комбинировать их и дополнять отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, чупа-чупсов разного размера, зубных щёток, прорезывателей для зубов, сосок, силиконовых напалечников и др. Обрабатывая речевые биологически активные зоны, автоматически стимулируются и биологически точки, ответственные за иммунитет, тем самым способствуем оздоровлению ребёнка.

Для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяют локальную контрастотермию (криотерапию) - поочерёдное прикладывание на короткое время к мышцам губ, щёк, языка льда и нагретой ложки, обёрнутых в марлевые салфетки. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну зону от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно. Эффект криомассажа основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. С целью нормализации тонуса артикуляторных мышц эффективно используют ДЭНС - терапию. При применении этой физиотерапевтической процедуры намного сокращается срок постановки звуков и их автоматизация.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляются движения кисти руки.

Спланированная система мероприятий по активизации органов артикуляции с использованием нетрадиционных методов зарекомендовала себя как эффективное средство, которое можно активно применять в логопедической практике.

Применение вышеперечисленных методов способствует достижению у детей положительных результатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция

-повышается работоспособность.

 Нетрадиционные методики, используемые в логопедической практике

К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Он обладает способностью принимать любые формы и очень пластичный. Игра в песок захватывает и взрослых и детей.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Естественная потребность ребёнка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, но и логопеду. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трёх лет. Вместо песка также можно использовать манную крупу.

Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно коррекционно-логопедические задачи:

- развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, как основа развития «ручного интеллекта»;

- закрепляется навык правильного звукопроизношения.

- более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятия, внимание, память, мышление);

- совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;

- способствуют расширению словарного запаса;

- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;

- существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи.

Элементы пескотерапии используются в различных видах работы. Например, во время подготовки к постановке звуков при традиционном выполнении артикуляционных упражнений: при выполнении упражнения «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

На этапе автоматизации звуков выполняются следующие упражнения: «Мотор» - произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - ребенок ищет в песке  игрушку - машину. Найдя её, произносит этот звук.

Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти, мышления, творческой фантазии, связной речи. В процессе игр ребенок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые он может нарисовать пальцем, палочкой, вылепить или вырыть на песке.

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Развивая фонематический слух, используем следующие упражнения: «Два города» - песочница разделена на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные города (например, в «город С» и «город Ш».

Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения.

Дети очень любят рисовать на песке, «печатать» буквы и слова, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Исправлять на песке проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это для ребенка очень важно, так как он не фиксирует свое внимание на ошибках, и неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

Детям с нарушениями речи тяжело осваивать звуковой анализ слова и предложения. Для успешного обучения данным видам работы применяются игровые упражнения: «Напиши», «Найди» - ребенок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет слоги, слова, а из слов предложения.

У детей-логопатов отмечается и специфическое своеобразие связной речи, трудности в овладении которой обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов. Ребятам очень нравится пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки. В процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. На песке удачно проходят занятия по составлению рассказов - описаний, рассказов - сравнений.

Используются также методики игр с песком, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы;

- можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Метод Су - Джок .

Это последнее достижение восточной медицины.

В переводе с корейского языка «Су» означает кисть, «Джок» - стопа. Таким образом, Су - Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей - голову с шеей, две руки и две ноги. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей - пальцев. И кисти, и стопы – единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы «Су-джок», «пультами дистанционного управления» здоровьем человека.

Су Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми упражнениями, актуальными на данном этапе работы (это может быть повтор слоговых цепочек, проговаривание чистоговорок и т.д.).

Использование Су – Джока в логопедии: Ручной массаж кистей и пальцев рук, стоп (шариком, эластичным кольцом).

  1. Массаж Су - Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

2. Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

3. Использование Су - Джок шаров в логопедии возможно использовать при автоматизации звуков, при совершенствовании лексико-грамматических категорий (упражнение «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот»), использование шариков трех цветов: красный, синий, зеленый (для звукового анализа слов) и т.д.

При помощи методики Су-Джок терапии нормализуется мышечный тонус; стимулируются речевые области в коре головного мозга.

Сказкотерапия

Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной коррекционной практике.

Сказкотерапия занимает среди нетрадиционных методов особое место. Она позволяет расширять кругозор и формировать целостные представления об окружающем мире. Через сказку развиваются навыки ролевого поведения. Она оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле

занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

- активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;

- при пересказе, драматизации происходит становление речевой культуры;

- развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

- имеет психотерапевтический эффект.

В процессе коррекционной работы возможности сказкотерапии уникальны. Никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

После проведения занятий с использованием сказкотерапии с детьми среднего дошкольного возраста можно наблюдать следующие результаты:

1. У детей улучшились показатели, характеризующие уровень речевого развития, состояние фонематического слуха и внимания, качество выполнения основных движений, движений мелких мышц рук.

2. У детей повысилась речевая активность, эмоциональная выразительность, координация речи и движения,

улучшилось состояние связной монологической речи.

3. Дети научились выразительно передавать простые действия игровых персонажей, выполнять движения в ритме музыки.

Арт-терапия

Термин “арт-терапия” (буквально - терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях . По М. Либману, арт-терапия - это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения .

В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия - это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество

Занятия подходят для взрослых и детей «Творения мои во мне - все это Я!»

Арт-терапия более направлена на сам процесс творения, чем на конечный результат. На таких занятиях задается наиболее важная для участников тема, и вся работа строится в соответствии с ней. Это не только изобразительное творчество, это и обсуждение чувств, переживаний, его истинных потребностей, помощь в нахождении ресурсов для самостоятельного решения своих проблем. Это как путь к себе!

Занятия рекомендуются для всех, кто хотел бы научиться думать самостоятельно, креативно и гибко подходить к решению жизненных задач, раскрепоститься и зарядиться позитивной энергией, а также:

- детям с гиперактивностью;

- зажатым и стеснительным;

- для отреагирования негативных чувств, переживаний, потерь;

- для снятия агрессивных и депрессивных состояний;

- людям с психосоматическими проблемами.

Задачи занятий:

- Снятие телесных зажимов, внутренних барьеров, мешающих жить в гармонии с миром;

- Самораскрытие, познание себя через призму своих творений, исследование своего Я;

- Развитие креативности, своего видения мира;

- Развитие уверенности в себе;

- Коррекция соматических и эмоциональных нарушений через отреагирование своих истинных чувств и переживаний (потери, разочарования, депрессивные состояния, агрессия);

- Развитие личностной сферы;

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

- не имеет ограничений в использовании;

- является средством невербального общения, что особенно ценно для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью;

- является мощным средством сближения, посредником между специалистом и участником процесса.

Фитотерапия

Лечение с помощью лекарственных растений. Здесь больше идет на эмоциональный настрой на занятии и в сопряжении с другими методами воздействия.

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для: восстановления умственной и физической работоспособности; устранения усталости, вялости, астенического синдрома; профилактики нарушений мозгового кровообращения; устранения бессонницы, нервозности; профилактики и устранения расстройств памяти; восстановления мышечного тонуса.

Хромотерапия

( цветотерапия, светотерапия).

Это наука, изучающая свойства света и цвета.

Цели: нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние

Воздействие света на организм ребенка.

Синий, голубой - успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие. Красный, розовый -- повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов. Зеленый - успокаивающее действие, создание хорошего настроения. Желтый -цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. На логопедических занятиях можно использовать следующие приёмы музыкотерапии:

-Прослушивание музыкальных произведений, например во время штриховки или рисования на уроке.

-Ритмические движения под музыку.

-Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

-Пропевание  чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

-Улучшению общего состояния детей

-Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

-Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений

-Стимуляции речевой функции

-Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона:

- снятие фактора тревожности

- стимуляция двигательных функций

- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

- растормаживание речевой функции

- развитие чувства ритма, темпа, времени

- развитие мыслительных способностей и фантазии

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

- нормализация просодической стороны речи

Особенности использования:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.


В заключении хочется сказать, что применение нетрадиционных методов в коррекционной работе признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям. Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их реализация. Особенно важным является применение нетрадиционных методов в коррекции речи. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда.

Список использованной литературы

1. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е.С. Бабина // Логопед. - 2008. - № 1.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб.:«Речь», 2005.
3.
 Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Вектор, 1997

4. М. А. Поваляева “Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике”. / Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.

5. Селукова Ю.А. «Использование нетрадиционных методов в логопедической работе».allbest.ru, Коломна, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.» Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.

  Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

Использование нетрадиционных методов в коррекционно - развивающей работе психолога

презентация о эффективном использовании акриловых камней в формировании гендерной толерантности, пространственных представлений, творческих способностей  на занятиях у педагога - психолога....

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда

Проводя традиционные занятия с детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в пам...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО с дошкольниками с ОВЗ

          Уже доказана связь мелкой моторики с  развитием речи. При обследовании  детей дошкольного возраста с нарушениями речи выявляются нарушения мелкой мо...

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...