Упражнения для развития у детей силы и высоты голоса.
статья по логопедии

Лопуга Лидия Дмитриевна

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменчивость в речевом процессе. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса или фальцету. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон выше, у других - ниже. . В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационновыразительной стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_golosa.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

                             

Упражнения для развития у детей

силы и высоты голоса.

 

                                                                      Материал подготовил:

воспитатель                      

                         средней группы «Непоседы»

ГБДОУ детский сад №55

Красногвардейского р-на

гор. С-Пб.

Лопуга Лидия Дмитриевна

Игры для развития у детей

силы и высоты голоса.

Игра "Громко-тихо", направленная на развитие силы голоса: большая машинка громко сигналит "Би-Би", а маленькая машинка тихо сигналит" би-би"

.Игра «Сосчитай свечки на торте»

Требуется сделать полный вдох, а на выдохе произнести с увеличением силы голоса: «Одна, две, три, четыре, пять — ура!»

Игра «Урожай» Развитие чувства речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса.

Урожай мы собираем. ГРОМКО песни распеваем: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ,.

 (Хлоп, хлоп, хлоп - удары в ладоши в быстром темпе.)

Урожай уже собрали. тихо песни зазвучали: ля-ля-ля, ля-ля-ля.

(Хлоп, хлоп — удары в ладоши в медленном темпе.)

Упражнение «Ветер»

Осенью дует сильный ветер. Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

Игра «Сосчитай зайчат»

 Сосчитаем, сколько зайчат увидела Маша под кустиком.  Сделать  вдох, а на выдохе ясно, четко, в одном темпе произнести без дополнительного добора воздуха с увеличением силы голоса: «Один зайчонок, Два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат»

Игра «Колокольчик»

 Когда трамвайчик ехал медленно, колокольчик звенел тихо: «динь, динь, динь».

Сделать вдох, а на выдохе произнести тихо: «динь, динь, динь.».  

 А когда трамвай ехал быстро, колокольчик звенел громко:.« ДИНЬ. ДИНЬ ДИНЬ. ».

 Сделать вдох, а на выдохе произнести громко и четко: «ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ».

Развитие высотного диапазона голоса.

Упражнение «В лесу»

Цель: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Ход: Дует  летний тёплый ветерок: «У-у-у-у-у» (тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

Подул сильный ветер; «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)

 (Сначала громко, потом тихо).

Листочки на веточках висят,

Листочки с нами говорят; «А-o-у-и»

«Взлёт ракеты»        

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят звук «у».

Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем замолкают.

Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.        

«Звонок на урок»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят «ДЗИНЬ», выделяя звук «и».

Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем замолкают.

Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.

«Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса.

Педагог  ставит двух детей друг против друга, и по сигналу воспитателя дети начинают сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

Игра «Самолёты» 

1. Посмотри на изображения самолетов. Как ты думаешь, какой самолет летит ближе к нам? А какой — дальше от нас? Почему ты так решил?

 2. Догадайся, гул какого самолета звучит громко, вот так. (Логопед произносит звук У громким голосом.) А гул какого самолета звучит тихо? (Логопед произносит звук У тихим голосом.) Как ты догадался?

 3. Пропой песенку большого самолета; маленького самолета. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок произносил звук У на одном выдохе и с разной силой голоса.) 

«Тихо – громко»

Цель: учить изменять силу голоса.

Описание:

1. Дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.

2. Дети передают  мяч по кругу и называют свои имена по очереди: один тихо, другой громко и т.д.

 

Упражнение «Весна»

На картинке весенний пейзаж: проталины, первые подснежники, прилетели грачи .

Взрослый составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребенок должен громко повторить предложение. Затем ребенок составляет предложение и произносит его тихо, а взрослый — повторяет громко.

Например: Наступила весна. Тает снег. Прилетели грачи. Появились первые подснежники.

Упражнение «Назови адрес» Развитие речевого выдоха, силы голоса.

Сделать вдох, а затем на одном выдохе громко назвать свою улицу.

Например: Я живу на улице Панина.

Я живу на улице Туманова.

Игра « Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Игра«Эхо».

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.

В лесу кричу: «Ау! Ау!»

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу: «Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

«Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук — стук — стук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).

Ударяй сильнее: стук — стук — стук (громко),

И тогда услышишь громкий звук (громко).

Игра «Скажи, как я»

Педагог произносит слова тихо, громко, шепотом, голосом обычной громкости, медленно, быстро. Дети повторяют слова, копируя темп и громкость произнесения.

Проговаривание слов с изменением силы голоса

Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.

Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;

среда, четверг — шепот;

пятница, суббота — голосом средней силы;

воскресенье — громко;

суббота, пятница — голосом средней силы;

четверг, среда — шепот;

вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.

Игра «Мышка и лошадка»

 1. Рассмотри и назови животных. Они произносят звук И, но каждый по-своему. Каким голосом произносит звук И мышка? Произнеси звук И, как мышка. А каким голосом произносит звук И лошадь? Произнеси звук И, как лошадка.

 2. Догадайся, кто поет: мышка или лошадка? (Логопед произносит звук И, меняя голос по высоте.) А теперь ты загадай мне, а я отгадаю, какое животное поет песенку. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок менял голос по высоте.)

 3. Ты узнаешь, что любит каждое из этих животных, когда проведешь дорожки карандашами разных цветов по пунктирным линиям. Теперь, проводя пальчиком по каждой дорожке, пропой звук И соответствующим голосом (мышки или лошадки).

. Игра «Колыбельная для Въюгокрута»

 Чтобы помочь Зимушке отыскать волшебный снежок, нужно усыпить Вьюгокрута. Давай споем ему колыбельную песенку. Посмотри на волшебные снежинки. Они показывают, как поднимается и опускается голос. Споем песенку с помощью гласных.

Сделать вдох, на выдохе пропеть гласный [а], изменяя высоту голоса согласно направлениям стрелки на схеме.

Аналогично пропеть звуки [у], [и].

Игра «Поющие игрушки»

На картинке нарисована елка с игрушками, на которых изображены буквы, обозначающие гласные звуки .(см. приложение)

 Посмотри на елочку. Она украшена необычными игрушками. Прочитай буквы, написанные на игрушках. Давай попробуем спеть «Песенку елочки». Будем произносить все гласные на одном выдохе. Чем ниже на елочке расположена игрушка с буквой, тем ниже будет наш голос. Чем выше игрушка с буквой — тем выше звучит голос.

Сначала взрослый поет «Песенку елочки» с повышением голоса. Следует сделать вдох, а на выдохе пропевать гласные с постепенным повышением голоса, с одновременным движением руки от игрушки к игрушке вверх по елочке.

Теперь можно выполнить задание вместе с ребенком, добиваясь постепенного повышения голоса.

Затем нужно сделать вдох и пропеть гласные с понижением голоса с одновременным движением руки вниз по елочке, от игрушки к игрушке

В более сложном варианте задания взрослый вместе с ребенком пропевают гласные с повышением, а затем с понижением голоса.

Упражнение «Самолет»

Повторить стихотворение, отразив изменениями высоты голоса стремительность подъема самолета вверх.

Белоснежный лайнер «Ту» Набирает высоту. Он летит все выше, выше, Выше, выше мчится «Ту», Набирай высоту.

Игра «Мамы и детки»

В этой игре взрослый изображает птицу, а ребенок — птенца. При проведении игры в группе детям предлагается разбиться на пары и изобразить разговор птиц со своими птенцами. Дети, не участвующие в диалоге, должны угадать, каких птиц изображают играющие.

Условием игры является то, что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Например: Гусыня учит гусенка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.) Гусенок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.) Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ». Утенок: «Кря-кря, кря-кря-кря». Курица: «КО-КО-КО, КО-КО». Цыпленок: «Пи-пи-пи, пи-пи».

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание:

Педагог  начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Слышим кто – то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу – мяу» (произносим звукоподражание «тоненьким» голосом)

И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец педагога.)

Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом).

Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

Методические указания: Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

«Кот – кошка – котенок»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Описание. Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу»  с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.

«Неваляшки»

Дети покачиваются влево-вправо, переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги-ла-, -ла-. –ла-,изменяя высоту голоса на каждый слог (словно шагая по лесенке снизу вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги  –ло-. – лу-. –лы-.

 «Медвежата»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал. Три маски медведей.

Описание: Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Мам, мёду нам, мам, молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам, вот я вам!»

«Высоко – низко»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять высоту голоса.

Описание: педагог предлагает детям произносить протяжно гласный звук в различных тембровых регистрах,  изменяя тембр в зависимости от положения руки педагога. Если рука поднята вверх – звук произносится высоким голосом, если рука на уровне груди – средним по высоте голосом, а если рука опущенная вниз – звук произносится низким голосом.

Игра : «Три медведя»

Вспоминайте сказку. Жили в лесу три медведя: медведь-папа Михайло Иванович, медведица-мама Анастасия Петровна и медвежонок Мишутка. Михайло Иванович шел по лесу вот так: ТОП-ТОП-ТОП (произносится низким голосом), Анастасия Петровна шла так: топ-топ-топ (произносится  обычным голосом), а Мишутка – топ-топ-топ (произносится высоким голосом).  А сейчас послушайте и догадайтесь, кто топает в лесу. (Проговаривание звукосочетания ТОП-ТОП голосом разной высоты)

- Скажите, как топал большой медведь? А Мишутка?

- Шли медведи по лесу, видели много интересных предметов и называли их. Догадайтесь, кто называет предметы по голосу:  

Игра – занятие : «Три медведя»

Цель: Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Краткое описание:

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел,  кто ел с моей тарелки?»

Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса

Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е.

чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.

Бьют часы,

Бьют часы: динъ –дан – дон

На дереве, на веточках

Воробышки сидят:

«Чирик –чирик , чирик -чирик ,

Чирик - чирик » — кричат.

Бежал ручей по камешкам —

Бежал , бежал , бежал .

Потом в глубокой лужице —

Лежал, лежал , лежал

***

Дали туфельку слону

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире

И не две, а все четыре»

«Вопрос — ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Ну, Весна, как дела? (высоко)

- У меня уборка, ( низко)

- Для чего тебе метла? (высоко)

- Снег мести с пригорка, (низко)

(О. Высотская)

- Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко)

- Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко)

- Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко)

- Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко)

- Был сапожник? (высоко)

- Был. (низко)

- Шил сапожки? (высоко)

- Шил. (низко)

- Для кого сапожки? (высоко)

- Для пушистой кошки, (низко)

- Почему корова эта

Маленького роста? (высоко)

- Это же — ребенок,

Это же — теленок, (низко)

(А. Шибаев)

Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные игры и упражнения для развития речи детей 1-3 лет. Материал для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания в ДОУ.

Как помочь Вашему малышу научиться быстрее и лучше разговаривать, делая этот процесс увлекательным и интересным? Ведь часто родители маленьких детей сталкиваются с тем, что они отказываются выполнять ...

«Игры для развития силы и высоты голоса у детей среднего дошкольного возраста»

«Игры  для развития силы и высоты голоса у детей среднего дошкольного возраста»...

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».

В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

Картотека игр и упражнения для развития у детей силы и высоты голоса.

Картотекаигр и упражнения для развития у детейсилы и высоты голоса...

Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и развитие голоса

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...

Картотека «Игры и упражнения для развития силы и высоты голоса у детей дошкольного возраста»

развиРазвитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ....