8.12.2022 Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
методическая разработка по логопедии

Пыхалова Юлия Алексеевна

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. С помощью игровых технологий  можно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

  Современные дети живут в мощном потоке информации. Сейчас вместо живого общения, живой бабушкиной сказки пришли аудиосказка, видеофильмами телевизоры, компьютеры, планшеты. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. С помощью игровых технологий  можно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса .

На логопедических занятиях я использую

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Артикуляционная гимнастика  дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы : «Бабочка лети»«Задуй свечку»«Покатай карандаш»«Фокус», «Футбол» и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы : игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»«Найди такой же на ощупь»«Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов : «Заведи мотор»«Песенка»«Лабиринты»«Мой, моя»«Живое - неживое»«Подбери словечко»«Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение»«Веселый поезд»«Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа  использую такие игровые упражнения как : «Угадай что звучит»«Тишина»«Близко – далеко»«Найди звук»«Поймай заданный звук»«Звукоедик»«Звонкий – глухой»«Твердый – мягкий»«Поезд»«Собери слово»и др.

Для совершенствования лексико-грамматического строя речи использую такие игры как : «Один – много»«Назови ласково»«Сосчитай»«Из чего сделано?»«Чей, чья, чье?»,  «Назови одним словом»«Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи : «Продолжи предложение»«Пословицы и поговорки»,  «Нелепицы»,«Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать игровые задания такие как : «Найди букву среди других»,  «На что похожа буква?»«Назови знакомые буквы»«Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука»«Какие буквы ты видишь?» «Напиши букву в воздухе»«Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»«Нарисуй букву на песке, муке»«Зачеркни неправильно написанные буквы»«Буква сломалась»«Обведи нужную букву»«Какая буква спряталась на картинке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

В презентации представлены игровые технологии развития речи дошкольников...

"Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении....

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением/...

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольниковРазделы: Работа с дошкольникамиКлючевые слова: игровые технологии, развитие речи, развитие речевой деятельностиАктуальность (условия формиров...