Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obsledovaniya_rechi_detey.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методика  обследования речи детей старшего

 дошкольного возраста

  1. Словарь и грамматика

Задание 1. 

Цель: Обследовать уровень развития стороны речи «словарь и грамматика».

Словарный материал: мяч, зайчик, посуда

Ход игры:

Воспитатель: Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла?

 Можно называть сказанные детьми слова.

Дети: 1 ребенок: правильно объясняет значение слова; 2 ребенок: называет отдельно признаки, действия; 3 ребенок: называет 1-2 слова.

Задание 2. 

Цель: Обследовать уровень развития стороны речи «словарь и грамматика».

Словарный материал: тарелка, ложка, кастрюля, сковорода.

Ход игры:

Воспитатель: Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?

Дети: 1 ребенок: называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная); 2 ребенок: называет материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая); 3 ребенок: называет два вида посуды.

Задание 3. 

Цель: Обследовать уровень развития стороны речи «словарь и грамматика».

Словарный материал: длинный, светлый, быстрый, говорить, смеяться, спрашивать, громко, много, легко.

Ход игры:

Воспитатель: Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый, говорить, смеяться, спрашивать, громко, много, легко.

Дети: 1 ребенок: правильно подбирает противоположные слова; 2 ребенок: называет слова с частицей «не»; 3 ребенок: неточно подбирает слова.


  1. Звуковая культура речи

Задание 1. 

Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, все ли звуки вы произносите правильно?

Дети: 1 ребенок: отвечает утвердительно и произносит все звуки; 2) ребенок: отвечает утвердительно, но не произносит сонорные; 3 ребенок: не произносит шипящие и сонорные.

Задание 2.

Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.

Материал: картинки с изображениями животных.

Ход игры:

Воспитатель: Отберите картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).

Дети: 1 ребенок: отбирает картинки на каждый заданный звук; 2 ребенок: отбирает 2-3 картинки; 3 ребенок: указывает на одну картинку.

Задание 3. 

Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.

Словарный материал: старушка, Саша, сушка, железо, жизнь.

Ход игры:

Воспитатель: Назовите слова, в которых есть звуки «с» и «ш»?, «ж», «з».

Дети: 1 ребенок: различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки; 2 ребенок: называет более двух слов; 3 ребенок: называет слово без предлагаемых звуков.


  1. Связная речь

Задание 1. 

Цель: Обследовать уровень развития связной речи.

Материал: картинка с изображением ежа.

Ход игры:

Воспитатель: Давайте мы с вами опишем животное, которое изображено на картинке.

Дети: 1 ребенок: составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах»; 2 ребенок: рассказывает, пропуская начало (или конец); 3 ребенок: перечисляет отдельные качества.

Задание 2. 

Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.

Материал: картинки, объединенные одним сюжетом.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие я принесла картинки. Давайте мы разложим их в правильной последовательности и составим рассказ.

Дети: 1 ребенок: раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ; 2 ребенок: рассказывает с помощью взрослого; 3 ребенок: перечисляет изображенное на картинках.

Задание 3. 

Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.

Словарный материал: .

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами составим рассказ или сказку на тему, которая вам больше нравится?

Дети: 1 ребенок: придумывает рассказ (сказку), дает свое название; 2 ребенок: составляет рассказ с помощью взрослого; 3 ребенок: рассказывает по вопросам взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.Чтобы...

Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью компьютерной технологии в условиях ПМПК

В данном материале представлен опыт диагностического обследования речи ребенка старшего дошкольного возраста с помощью компьютерной технологии в условиях психолого-медико-педагогической комиссиию...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...

Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста

Обследование речи детей даёт педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять эффективность отдельных методических приёмов. Речь сложная психическая функция, которая  оказывае...

План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...

Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди дете...

«Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди детей имеющих ОВЗ...