Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обследования речи детей старшего
дошкольного возраста
- Словарь и грамматика
Задание 1.
Цель: Обследовать уровень развития стороны речи «словарь и грамматика».
Словарный материал: мяч, зайчик, посуда
Ход игры:
Воспитатель: Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла?
Можно называть сказанные детьми слова.
Дети: 1 ребенок: правильно объясняет значение слова; 2 ребенок: называет отдельно признаки, действия; 3 ребенок: называет 1-2 слова.
Задание 2.
Цель: Обследовать уровень развития стороны речи «словарь и грамматика».
Словарный материал: тарелка, ложка, кастрюля, сковорода.
Ход игры:
Воспитатель: Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?
Дети: 1 ребенок: называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная); 2 ребенок: называет материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая); 3 ребенок: называет два вида посуды.
Задание 3.
Цель: Обследовать уровень развития стороны речи «словарь и грамматика».
Словарный материал: длинный, светлый, быстрый, говорить, смеяться, спрашивать, громко, много, легко.
Ход игры:
Воспитатель: Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый, говорить, смеяться, спрашивать, громко, много, легко.
Дети: 1 ребенок: правильно подбирает противоположные слова; 2 ребенок: называет слова с частицей «не»; 3 ребенок: неточно подбирает слова.
- Звуковая культура речи
Задание 1.
Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, все ли звуки вы произносите правильно?
Дети: 1 ребенок: отвечает утвердительно и произносит все звуки; 2) ребенок: отвечает утвердительно, но не произносит сонорные; 3 ребенок: не произносит шипящие и сонорные.
Задание 2.
Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.
Материал: картинки с изображениями животных.
Ход игры:
Воспитатель: Отберите картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).
Дети: 1 ребенок: отбирает картинки на каждый заданный звук; 2 ребенок: отбирает 2-3 картинки; 3 ребенок: указывает на одну картинку.
Задание 3.
Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.
Словарный материал: старушка, Саша, сушка, железо, жизнь.
Ход игры:
Воспитатель: Назовите слова, в которых есть звуки «с» и «ш»?, «ж», «з».
Дети: 1 ребенок: различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки; 2 ребенок: называет более двух слов; 3 ребенок: называет слово без предлагаемых звуков.
- Связная речь
Задание 1.
Цель: Обследовать уровень развития связной речи.
Материал: картинка с изображением ежа.
Ход игры:
Воспитатель: Давайте мы с вами опишем животное, которое изображено на картинке.
Дети: 1 ребенок: составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах»; 2 ребенок: рассказывает, пропуская начало (или конец); 3 ребенок: перечисляет отдельные качества.
Задание 2.
Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.
Материал: картинки, объединенные одним сюжетом.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие я принесла картинки. Давайте мы разложим их в правильной последовательности и составим рассказ.
Дети: 1 ребенок: раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ; 2 ребенок: рассказывает с помощью взрослого; 3 ребенок: перечисляет изображенное на картинках.
Задание 3.
Цель: Обследовать уровень развития звуковой культуры речи.
Словарный материал: .
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами составим рассказ или сказку на тему, которая вам больше нравится?
Дети: 1 ребенок: придумывает рассказ (сказку), дает свое название; 2 ребенок: составляет рассказ с помощью взрослого; 3 ребенок: рассказывает по вопросам взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-222571-1363436736.jpg)
Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.Чтобы...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-23165.jpg)
Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью компьютерной технологии в условиях ПМПК
В данном материале представлен опыт диагностического обследования речи ребенка старшего дошкольного возраста с помощью компьютерной технологии в условиях психолого-медико-педагогической комиссиию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-643265-1490016819.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-796910-1559717310.jpg)
Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста
Обследование речи детей даёт педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять эффективность отдельных методических приёмов. Речь сложная психическая функция, которая оказывае...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/11/picture-916175-1694425299.jpg)
План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...
Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы. Среди дете...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25425.jpg)
«Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы. Среди детей имеющих ОВЗ...