ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по логопедии (старшая группа)

Соболева Александра Егоровна

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В настоящее время возрастает число детей дошкольного возраста с нарушениями речи, среди которых большую категорию составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Включение таких детей в практику инклюзивного образования заставляет педагогов и дефектологов искать новые формы и средства коррекции их речевого развития. И опорой здесь, безусловно, должны служить разработки ученых-дефектологов и практиков-логопедов.

При общем недоразвитии речи у ребенка нарушены все компоненты речевой системы. Исследованиями особенностей дизонтогенеза речи при ОНР занимались Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и другие. Они отмечали значимость формирования всех компонентов устной речи для последующего успешного овладения письменной речью, социализации и адаптации ребенка в коллективе сверстников. Важное место в процессе формирования речи занимает словарь, в частности глагольный. Его обогащение и накопление начинается достаточно рано, и уже к концу второго года жизни словарь включает в себя 250-300 слов различных частей речи. В исследованиях Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой указано, что к полутора годам у ребенка насчитывается приблизительно 100 слов, к двум годам – около 400 слов, в три года – чуть более 1 тысячи, в четыре – 1,5 тысячи и к пяти годам составляет более 2 тысяч слов [4].

В работах А. Н. Гвоздева отмечается, что к четырехлетнему возрасту словарь ребенка состоит на 50,2% из имен существительных, 27,4% глаголов, 11,8% имен прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2 % союзов и 0,9% предлогов, междометий и частиц. В речи ребенка существительные появляются одновременно с глаголами, но накопление словаря существительных проходит быстрее. Это свидетельствует о том, что процесс накопления и расширения глагольного словаря более трудный и требует больше времени [3].

При общем недоразвитии речи этот процесс еще более длительный и специфический. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. И. Лалаева указывали, что у детей с ОНР в зависимости от уровня недоразвития речи возникают трудности словообразования и словоизменения глаголов, что сказывается в обеднении речи детей, невозможности использования необходимых языковых средств. По мнению исследователей, особенности глагольного словаря у дошкольников ОНР выражается в следующем:

• в бедности (ограниченность) глагольного словаря, в ошибочном использовании слов, что искажает смысл высказываний;

• в преимущественном употреблении глаголов бытового значения;

• в заменах глаголов жестами для выражения смысла слов (объяснения);

• в трудностях при изменении глаголов по родам и числам;

• в отсутствии или недостаточном понимании изменения значений глаголов, выражаемых приставками (префиксами) или / и суффиксами (постфиксами);

• в трудностях при различении и понимании форм глаголов совершенного и несовершенного вида, единственного и множественного чисел [5].

Все это впоследствии приводит к трудностям при составлении описательных и повествовательных рассказов и пересказов. Причем, как отмечают исследователи, независимо от уровня речевого развития у детей с ОНР пассивный глагольный словарь сформирован лучше, чем активный.

Ребенок с I уровнем ОНР не дифференцирует обозначения действий, слова-глаголы заменяет жестами, звукоподражаниями, аморфными слова-корнями.

На II уровне появляются начальные элементы общеупотребительной речи, пассивный глагольный словарь отстает от возрастной нормы, отмечаются трудности в использовании словаря предметов и действий.

III уровень ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи, пассивный глагольный словарь начинает приближаться к возрастной норме, однако в активной речи сохраняется его ограничение, характерными являются также стойкие аграмматизмы [3].

Вышеперечисленные особенности глагольного словаря у детей с ОНР необходимо учитывать при организации коррекционно-развивающей работы в условиях инклюзивного обучения. Воспитателям общеразвивающих групп можно рекомендовать опираться на разработки Г. А. Волковой, которая рекомендовала делить глагольную картотеку по следующим разделам:

• бытовые глаголы используемые ребенком каждодневно: например, просыпаться, кушать, играть и др.);

• глаголы, обозначающие движения и крики животных и птиц (например, поёт, лает, ползёт и др.);

• глаголы движения (например, бегать, прыгать, ходить и др.);

• глаголы, выражающие чувства и эмоциональное состояние людей (например, улыбаться, веселиться, плакать, грустить и др.);

• глаголы, являющиеся составляющей профессиональной деятельности (например, лечит, учит, шьёт и др.);

• глаголы, обозначающие процессы и явления, происходящие в природе (например, вечереет, темнеет, светлеет и др.) [2].

При организации работы над глагольной лексикой необходимо помнить, что дети с общим недоразвитием речи не имеют возможности стать на онтогенетический пусть развития речи, который присущ детям с нормальным речевым развитием. Для преодоления общего недоразвития речи необходима правильно организованная коррекционно-развивающая работа, которая строится с учетом возраста ребенка, уровня речевого развития и условий его обучения и воспитания. Перед педагогами, работающими с детьми с ОНР в условиях инклюзивного образования, в полной мере стоят задачи формирования речевых средств, необходимых для речевого развития ребенка в процессе общения, обучения и воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование глагольной лексики через дидактические игры"

Формирование глагольной лексики через дидактические игры. Данный теоретический материал и практические игры для формирования словаря дошкольников помогут  воспитателям коррекционных групп в работ...

Формирование глагольной лексики через дидактическую игру

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, ...

Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формир...

Особенности развития глагольной лексики у детей с ОНР.

Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр...

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.

Консультация для воспитателей ДОУ с дидактическими играми....

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Формирование глагольной лексики."

Формирования представлений о многообразии слов русского языка (слова, обозначающие предметы и явления, действия)...