Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Пинькова Анна Владимировна

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagolnaya_leksikaoffice_word_-_kopiya.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

  Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр

                                                             Выполнила:

                                                              учитель – логопед

                                                                ГБОУ  СОШ  №  14

                                                                    СПДС № 18  «Радуга»

                                                               Пинькова А.В.

2012 - 2013 уч. г.

Особенности развития глагольной  лексики у детей с ОНР.

         Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. У таких детей как правило снижен глагольный словарь.  

 В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, спать). Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определённой ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ещё ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространёнными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

   Затруднения в подборе глаголов,  обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. Так же имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел).

          В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

  • замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными: открывать – дверь, играть – кукла.
  • замена существительных глаголом: лекарство – болеть, самолёт – летать, кровать – спать.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

куёт – молотит                                                        вяжет – шьёт

гладит утюгом – проводит утюгом                        купает – моет

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)

Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошёл (подошёл); стоит, растёт, сидит (сидит); идёт, Цветёт, бежит (идёт или бежит). Эти данные свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов. В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на какие морфемы опираются дети при выполнении заданий. Исследования показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и нарушенным развитием основываются на лексическом (корневом) значении слова.

          Логопедическая работа по развитию глагольной лексики у дошкольников с ОНР.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  • расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • уточнение значений слов;
  • формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, контекстуального);
  • организация семантических полей, лексической системы;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Профессор Г.А.Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с ОНР должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, т.к. предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат – это основа фразы и основа внутренней речи».

Г.А.Волкова рекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

  1. Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
  2. Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
  3. Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
  4. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
  5. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
  6. Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.

Одним из наиболее существенных методов изучения структуры значения слова является объяснение значения слова. При объяснении значения глаголов дети используют особую стратегию. Преобладающим способом является включение глагола в контекст. В дальнейшем дети переходят к определению значения слова через конкретизацию с опорой на основные семантические признаки.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны:

  1. обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные);
  2. предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

Задания и игровые упражнения, направленные на расширение  предикативного словаря.

«Кто как голос подает?»

Цели: Расширять предикативный словарь. Формировать умение соотносить предмет с действием.  

Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет — действие».

 Развивать умение опираться на имеющиеся знания.        

Оборудование: Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска). Контурные картинки с изображением животных, птиц, пресмыкающихся.

Описание игры

Логопед предлагает детям побывать в «зоопарке», увидеть разных животных и птиц, а затем спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур...

Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребенок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит.) и возвращают животных в «зоопарк».

Примечание: После усвоения глаголов можно играть в эту игру, используя мяч. Логопед называет животное и кидает мяч ребенку, который, поймав мяч, прибавляет к названию животного название действия и возвращает мяч логопеду.

Игра «В зоопарке»

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.

Активизировать глагольный словарь.

Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.

 Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование: Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска).

Картина «Зоопарк», составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры

       Логопед предлагает детям отправиться в «зоопарк» и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает.и. т. д.

    Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: расширять предикативный словарь.

Совершенствовать умения называть действия, которые может производить данный предмет.

Закреплять структуру простого предложения.

Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдения.

Описание игры:  На игровом поле создается стилизованная картина леса и водоема. Здесь же размещаются контурные картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются «на прогулку в лес». Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползет и т. д.

       После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут и т. д.), сопровождая свои действия словами.

Формирование словообразования глаголов

       Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлечённой семантикой, чем существительные конкретного значения. Семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте. В связи с этим в процессе логопедической работе с  детьми с ОНР проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

      Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок.

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -ева-

застегнуть – застёгивать      умыть – умывать       заталкивать – затолкнуть

     Так от глагола ХОДИТ  можно образовать целый ряд «родственных»  глаголов с новыми значениями: входит, выходит, уходит, заходит, подходит, отходит, переходит, проходит. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи  он сможет подобным же  способом образовывать новые слова и от других глаголов. Чтобы  ребенку легче было понять  смысловые значения различных глагольных приставок, нужно  поупражнять его в образовании различных глаголов при помощи одной и той же приставки.

С- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть делать – сделать),

ПО- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

ПРО- (читать – прочитать).

Сказка «О  торопливой  белочке и терпеливой курочке»

Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.

Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.

Правильно говорят люди:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Вопросы и задания

  1. Спросите ребенка: Почему белочку назвали торопливой? Почему курочку назвали терпеливой?
  2. Уточните с ребенком значения глаголов: Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)

Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)

Что можно вырезать? (Картину, узор.)

Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)

Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)

Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)

Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)

Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)

Что можно примерить? (Платье, пальто.)

Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)

Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? («Семь раз отмерь, один раз отрежь»,)

3. Повторите сказку. Ребенок   должен рассказать ее, правильно употребляя глаголы.

Формирование словоизменения глаголов.

Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения глаголов у дошкольников с ОНР.

1 этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

   Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-его лица в числе.

а) дифференциация глаголов 3 лица ед. и мн. числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе

Речевой материал: идёт – идут          стоит – стоят     стучит – стучат         поёт – поют            гремит – гремят  

б) с безударным окончанием без чередования звуков в основе:

плачет – плачут        чистит – чистят           бросает – бросают

стонет – стонут         прыгает – прыгают

в) с чередованием звуков в основе:

течёт – текут         печёт – пекут                 толчёт – толкут

бежит – бегут       стережёт – стерегут       стрижёт – стригут

2 этап – включает работу над следующими формами словоизменения.

1. Дифференциация глаголов 1,2,3лица настоящего времени:

дифференциация глаголов  в единственном числе.

дифференциация глаголов во множественном числе.

дифференциация глаголов 1,2,3 лица ед. и мн. числа.

2. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в

лице, числе, роде.

согласование глагола с существительным в мужском роде

согласование глагола с существительным в женском роде

согласование глагола с существительным среднего рода

дифференциация глаголов мужского, женского, среднего рода.

Игра «Что делал? Что делала?»

Цели:  Учить детей отвечать на вопрос Что он (она) делает?

Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет — действие».

Закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.

Оборудование: большое и малое игровые поля (фланелеграфы, различающиеся по цвету, или магнитные доски). Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит,  лежит.

Две картинки с изображениями мальчика и девочки.

Описание игры

На одном игровом поле — две картинки с изображениями мальчика и девочки, на другом — картинки-символы действий. Логопед предлагает детям ответить на вопрос Что делает девочка (мальчик)? при помощи картинок-символов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, переносит на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка стоит (сидит, прыгает, спит и т. д.).

        Примечание: Данный материал можно использовать для закрепления навыка согласования глагола с существительным во множественном числе. Детям предлагается ответить на вопрос Что делают дети?

В более поздний период, при закреплении категории времени глагола, задаются вопросы: Что сделал мальчик (девочка, дети)? Что будет делать мальчик (девочка)? Что будут делать дети?

3 этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

        Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

       Формирование антонимов и синонимов у дошкольников с ОНР, так же имеют свои особенности. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое данное слово включено, умения выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный синонимический или антонимический ряд.

        Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов  и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки в подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.

            В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.

Игра « Скажи то же самое иначе»

      Цель: Формирование умения подбирать  антонимы и синонимы.

Правильно согласовывать слова в предложении.

    Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Играющим предлагается подобрать парные карточки. После они не только называют действия по этим картинкам и составляют с ними предложения, но и ЗАМЕНЯЮТ эти действия подходящими по смыслу другими словами (синонимами).

Образец: Малыш топает по ковру. - Малыш медленно идет по ковру.

Девочка топает ногой. - Девочка стучит ногой.

        Таким образом, у детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой и имеет свои особенности.

       Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.

Список  литературы

1.  Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» Издат. «Каро» С.-Перербург, 2003г.

2. «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» Учебно-методическое пособие. Под редакцией Волосовец Т.В.. Москва, 2002 г.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Екатеринбург. АРД ЛТД, 1998г.

4. Ильянкова Н. Е. «Логопедические  тренинги. От глаголов – к предложениям» Издат. «Гном и Д» Москва, 2004г.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Многозначность глаголов в русском языке».

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». «Союз». С.-Петербург, 1999г.

6. Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях».  «Детство-Пресс»,  Санкт-Петербург, 2004г.

7. Чистякова И.А. «33 игры для развития глагольного словаря. дошкольников».  Издательство «Каро». С.-Петербург, 2005г.

8. Скворцова И. «Логопедические игры». Издательство «ОЛМА Медиа Групп» Москва 2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоциоанальной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности

В работе представлена система методических приемов по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Имеются приложения по планирова...

«Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Основные цели и задачи формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР и способы их реализации в процессе логопедической работы....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:1....

«Нарушения глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Овладение лексикой ребенком в условиях онтогенеза и дизонтогенеза тесно связано с развитием его психической сферы, со становлением его представлений об окружающей реальности (О.В. Вольская, Е.В. Мальц...

Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».

Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей напра...

Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»

Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....