«Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Основные цели и задачи формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР и способы их реализации в процессе логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prrezentatsii.docx78.46 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г.о. Электросталь Московской обл.

МДОУ «Детский сад № 38 компенсирующего вида»                                  

Сообщение на тему:

«Формирование эмоциональной лексики у детей

 старшего дошкольного возраста с ОНР»

                                                                                      Подготовила:

                                                                                              учитель-логопед  Солодко О. В.  

                                                                                                         25.10.2011г.

                                                                       

Электросталь 2011г.

Содержание

1.Введение.

2.Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 

3.Заключение.

4.Список используемой литературы.

Введение

    Проблема подготовки к интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение.

     Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения.

    Лексическая система представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики. К общеупотребительной лексике относятся слова, служащие названиями  понятий, предметов, явлений.  Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения к предмету высказывания, а также является средством выражения личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном наиболее часто  употребляемыми в обиходе словами. А эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. Между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации.

    Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды.

Формирование эмоциональной лексики у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

       Основная цель    формирование эмоциональной лексики   у    старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:    

  1. Образовательные:
  1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).
  2. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.  
  1. Воспитательные:
  1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
  2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами.
  4. Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

               3. Коррекционные:                                                                                                                                                              1. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики;                                                                      2. Развитие интонационной стороны речи;                                                                                                                 3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.                                  

     Коррекционная работа строится с учетом методических принципов:

  1. Обще дидактические – наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному.
  2. Постоянная активизация детей в ходе игр и бесед.
  3. Исключение отрицательной оценки деятельности детей.

    Формированию познавательной мотивации способствуют все средства учебного процесса:

  • внедрение инновационных технологий в содержание занятий;
  • внедрение принципа интеграции образовательных областей (музыкальные и логопедические, физкультурные, продуктивная деятельность, занятия по развитию речи);
  • активизация познавательной деятельности на занятиях.

   В основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности развития эмоциональной лексики у детей с ОНР.  

    Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной .

   Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Отбор речевого материала проводится с учетом тематики фронтальных логопедических занятий.

   Подготовительный этап

   Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту – радость, грусть, испуг, удивление, злость, для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Подготовительный этап включает в себя три блока.

   Задача 1 блока - научить детей распознавать  эмоциональные состояния. Реализация данной задачи проходит в беседах с детьми на вводных занятиях.

      Задачи 2 блока: 

  • научить различать эмоции по схематическим изображениям;
  • сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;
  • развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей;

    Применение графических изображений способствует распознаванию того или иного вида лицевой экспрессии, а также развитию внимания и памяти.

      В работе с детьми используются игры с карточками с изображением людей, животных и предметов, выражающих различные эмоциональные состояния. На занятиях применяются зеркала для того, чтобы дети могли соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией.  Можно использовать такое пособие, как “Книга настроений” - на котором вместо мордочек и лиц героев  вставлены зеркала.      

   Кроме того дети обучаются составлению графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей (овал лица, брови, глаза, нос, губы). Эта работа проводится воспитателями на занятиях по аппликации и изобразительной деятельности.

   Ознакомление с эмоциональными состояниями происходит и через восприятие классической музыки. Репертуар  подобран музыкальным руководителем. После прослушивания дети рассказывают, какое настроение навеяла та или иная мелодия, что им представилось в момент прослушивания.     

    С целью закрепления  используются игры, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний: “Кубик эмоций”, “Лото настроений”, “Коврик настроения”, “Рисуем настроениеи др.

   Благодаря данным приемам дети активнее демонстрируют эмоциональные состояния в лицевой экспрессии, учатся различать свои чувства и чувства других людей.

   В задачи 3 блока входит:

  • формирование воспроизведения ритма речи;
  • формирование восприятия выразительности речи;
  • формирование умений пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.

        Используются задания на восприятие ритма: прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т.д.), определить их количество.

Далее используются упражнения на воспроизведение ритма: отстучать предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

    Восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности.

     С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи, проводятся игры: “Какая маска говорит”, “Какое настроение у зайчонка”.

   На этом же этапе проводятся игры, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесенную с различными эмоциональными оттенками.

     На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в  речи применяется комплекс специальных приемов:

  1. Усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы:

  1. Изменение логического ударения в предложении:

  Отработка интонационной конструкции проходит в следующей последовательности:

- дети сопряженно с логопедом проговаривают предложение;

- повторяют фразу за логопедом;

- произносят предложение с нужной интонацией самостоятельно.

    Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов.  При выполнении всех упражнений используются мимика, жесты, пантомимика.

   Приведенные в рамках подготовительного этапа приемы и задания, способствуют подготовке детей к правильному усвоению эмоциональной лексики на следующем этапе.

Основной этап

     Цель основного этапа - формирование эмоциональной лексики.

     Основной этап состоит из трех блоков.

     Первый блок основного этапа включил в себя ряд следующих задач:

  • расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
  • формирование синонимических и антонимических отношений;
  • развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.

   Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. На занятиях используется наглядный материал: картинки, фотографии, пиктограммы, и полоски с изменением насыщенности цвета.

      Трехтональные полоски бумаги. Детям предлагается посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Затем внимание детей обращается на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и объясняется, что таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния (например, радостный – еще радостнее – самый радостный; грустный – еще грустнее – самый грустный и т.д.).

     Обучение овладению синонимами на уровне слов проводится с помощью игровых приемовСкажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “ Кто больше придумает слов”. (Грусть – тоска, печаль, уныние) На этом же этапе осуществляется работа по распространению предложений с помощью синонимов: (Весь день медвежонок радовался и… веселился.)

      Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. По сюжетным картинкам дети определяют эмоциональное состояние сказочных героев, а затем составляют небольшие рассказы.

     На этом этапе широко используются пальчиковые и перчаточные куклы, шапочки и маски т.к. очень важно  дать каждому ребенку выступить  хотя бы с самой маленькой ролью. Желание получить роль  — мощный стимул говорить чисто, правильно.

      Овладение антонимическими отношениями  базируется на противопоставлении объектов с опорой на наглядность. В процессе выполнения заданий по подбору слов-антонимов используются игровые приемы Скажи наоборот  (веселый – грустный); Доскажи словечко  (Падчерица добрая, а мачеха… злая), «Составь предложение».

     При составлении рассказов используется игра: Прочитай письмо”. Логопед достает из конверта листок, но вместо текста на нем изображены пиктограммы с различными эмоциональными состояниями, которые надо “прочесть”. Каждому из детей вручается такое письмо, и они  рассказывают, что в них “прочитали”.    Данная игра помогает закреплять знания детей в подборе синонимов и антонимов. Кроме того, это задание способствует развитию связных высказываний.

    Второй блок основного этапа включает в себя следующие задачи:

  • обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или с отрицательной стороны;
  • употребление слов-оценок в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.

   Поставленные задачи решаются на логопедических занятиях по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка. Подбор дидактического материала  проводится на основе принципа доступности и от простого к сложному.

    В работе используются следующие приемы:

  1. Добавление слов в словосочетания (добавление зависимых слов к главному): «Сказка (какая?) добрая, интересная».
  2. Составление словосочетаний:                                                                                                                         а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами: «Скажи по-другому» (Замечательное настроение; хорошее, прекрасное).                                                         б) составление словосочетаний со словами противоположного значения: «Скажи наоборот» (День солнечный; день…).                                                                                       в) образование имен прилагательных сравнительной и превосходной степенисуп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное. 
  3.     Составление предложений:                                                                                                              а) составить предложение с заданным словом;                                                                                 б) распространить предложение с помощью синонимов (Иван был очень смелым, …отважным, храбрым.) ;                                                                                                                           в) преобразовать деформированное предложение;                                                                                 г) дополнить предложение словом с противоположным значением  (Принцесса добрая, а колдунья… злая).
  4. Составление рассказов:                                                                                                                         а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;                                                              б) составление рассказов по серии сюжетных картин;                                                             в) составление рассказов по картине.

      Задачи третьего блока основного этапа:

  • уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики;
  • развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.

    Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения лексических тем. Используются игры: «Скажи ласково»: добрый – добренький. На примере игры «Два брата ИК и ИЩ» дети учатся составлять слова со значением увеличения.

     Для лучшего усвоения словарного материала в работе используются наглядные средства обучения:                                                                                                                                                                             - предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок, рассказов, стихов;                                          - для образования форм субъективной оценки предмета или объекта могут служить геометрические     фигуры различного размера (большие, средние, маленькие);                                                                               - для работы со словами, в которых с помощью определенных суффиксов и префиксов происходит изменение семантического значения слов, могут служить трехцветные полоски бумаги (злой – злющий – презлющий).

    Использование в коррекционном обучении вышеприведенных приемов, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств. Постепенно речь детей характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.

 

                                                             Заключение

   Процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики у детей с ОНР(III уровень), не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа.

   Предложенные методические приемы коррекционной работы могут использоваться  наряду с традиционными. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы.

 

Список используемой литературы

  1. Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2000. – 36 с.
  2. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. -  4. – С. 57 – 64.
  3. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 137 с.
  5. Кондратенко И. Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и ее усвоение детьми с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Логопед. – 2004. -  3. – С. 53 – 60.
  6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 205 с.
  7. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. – 224 с.
  8. Макунина Е. Придумываем истории и сказки /Е. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2005. -  6. – С. 36 – 40.
  9. Методы обследования речи у детей. Вып. 2 /под ред. И.Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. – М.: 1996. – 146 с.
  10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М.: Аркти, 1999. – 48 с.
  11. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2002. – 144 с.
  12. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 45 с.
  13. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 304 с.
  14. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
  15. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 46 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого музыкального занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Зимняя сказка»

                              ГБДОУ детский сад № 25 Петродворцового района г Санкт - Петербург...

Роль дидактической игры в формировании эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста

Введение............................................................................................................. 3  Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы...................

Статья по теме: Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошколного возраста с ОНР....

Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях....

"Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста"

Формируется эмоциональная лексика у детей на основе вербальных и невербальных средств общения. Развивая чувство языка вела работу поэтапно.I этап - подготовительный. Он готовит детей к правильному вос...

Консультация для педагогов «Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»                     ...

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...