"Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Формируется эмоциональная лексика у детей на основе вербальных и невербальных средств общения. Развивая чувство языка вела работу поэтапно.

I этап - подготовительный. Он готовит детей к правильному восприятию эмоциональных состояний. В I этап входит 3 блока.

1 блок. Изучение эмоциональных состояний.

2 блок.Понимание чувств по схематическим изображениям с помощью мимики и пантомимы. используются зеркала.

3 блок. Формирование интонационной стороны речи: работа над ритмом речи, обыгрывание фразы, использование междометий, предложений, коротких рассказов, стихов и сказок.

Работа выполняется сопряженно, отраженно, самостоятельно.

II этап - основной. Состоит из трех блоков.

1 блок. Формирование эмоциональной лексики. Используются короткие рассказы, д/игры, задается синонимический ряд, используются антонимы, деформированные предложения, рассказ по сюжетной картине, серии картин.  Применяются пиктограммы.

2 блок. Формирование эмоцинальной лексики состоит из слов-оценок.

3 блок. Использование лексики, полученной путем словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_uchiteley.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учителей-логопедов на тему:

«Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Окорокова  А.В.


У дошкольников с ОНР имеются специфические особенности лексической стороны речи, а также недостатки в выражении эмоционально-смыслового содержания высказывания. Отмечаются признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний.

Я занималась формированием эмоциональной лексики у детей на основе вербальных (словесных) и невербальных средств общения.

Придерживалась принципа системного подхода, развития чувства языка.

Работу вела поэтапно:

  1. Изучала и уточняла эмоциональные состояния, доступные возрасту.
  2. Развивала невербальные (неречевые) средства общения.
  3. Формировала интонационную сторону речи.
  4. Формировала эмоциональную лексику.
  5. Развивала выразительные связные высказывания и речевое общение.

Первый этап (подготовительный).

На этом этапе я хотела подготовить детей к правильному восприятию эмоциональных состояний. Это нужно для формирования лексических навыков в эмоциональной лексике.

I этап я разделила на 3 блока:

1) В 1-м блоке мы с детьми изучали и уточняли эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга, удивления.

2) Во 2-м блоке мы учились понимать свои чувства и чувства других людей по схематическим изображениям с помощью мимики и пантомимы.

Мы рассматривали предметные картинки, фотографии, определяя эмоциональные состояния людей.

На занятиях использовалось зеркало, чтобы ребенок мог соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией.

Я применяла игры-пантомимы, короткие диалоги. Дети изображали то хитрую лису, то глуповатого, доверчивого волка, то ежа, надевали шапочки, меняли тембр голоса, интонацию.

В работе я использовала прослушивание как классики, так и популярной музыки, звуков природы.

В работе использовалась музыка из оперетт  И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, Ф. Шопена, В.А. Моцарта финал «Маленькой ночной серенады», П.И. Чайковского «Времена года», В. Герчик «Песня стрекозы», В. Шаинского «Чунга-чанга», «Небылицы», «Пропала собака» и др., шум дождя, капели, бури, пенья птиц.

Дети с закрытыми глазами прослушивали фрагменты музыки или природных явлений, представляя образы и ситуации. После прослушивания дети рассказывали, какое настроение навеяла музыка. Дети отвечали односложно, затруднялись с ответом. В их словаре не находилось слов для ответа.

3) 3-й блок включал формирование интонационной стороны речи.

В процессе наблюдения и обследования я заметила, что половина детей нашей группы  не смогла выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Поэтому мною проводилась целенаправленная работа по формированию воспроизведения ритма речи, восприятия выразительности речи, умения пользоваться средствами выразительности в собственной речи.

Я использовала специальные упражнения по развитию воспроизведения ритма речи:

  • отстукивание ударов по рисунку:

    ,      ,         и т.д.;

  • отстукивание по подражанию серии акцентированных ударов, громкий , тихий  :

   ,    ,       и т.п.

Для понимания общих представлений об интонационной выразительности речи я предлагала для прослушивания рассказ или сказку, например, «Три медведя».

Первый раз я предлагала ее без интонационного оформления, а второй раз – выразительно. У детей выясняла, какое чтение им больше понравилось и почему. Потом я объяснила, что голос при чтении можно изменить, с его помощью можно передать радость, удивление, испуг, печаль, злость, а также просьбу и приказ.

Я объяснила детям, что можно говорить быстро и медленно, громко и нежно и  т.п.

После 2-го прослушивания сказки мы обсудили, какими голосами говорили медведь-папа, медведица-мама и медвежонок. С заданием все справились.

На физ. минутке играли в игру «Чей голос?». Дети угадывали кому принадлежит голос: медведю, медведице, медвежонку.

С целью формировать умение различать эмоциональные оттенки в речи я провела ряд игр.

Игра «Какое настроение у ежика?»

Я рассказывала небольшие истории от лица ежика с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления). Дети внимательно слушали и рисовали соответствующую пиктограмму (упрощенные рисунки).

Игра «Какая маска говорит?»

На доске вывешивала пять пиктограмм, эмоциональные состояния радости, грусти, испуга, удивления, злости. От лица любой из масок высказывалась, а дети определяли, какая маска говорит.

Фраза, обыгрывание фразы.

Например, «Мама пришла».

Я рассказывала небольшие истории:

1) Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался: «Мама пришла!»

2) Петя с другом увлеклись играми. Они играли в прятки, потом решили поиграть в индейцев. Ребята разрисовались красками, вырезали из бумаги перья. Вдруг раздался звонок и Петя с испугом сказал : «Мама пришла».

3) Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок в дверь и он с удивлением сказал: «Мама пришла».

По содержанию рассказа дети поняли с какой интонацией была произнесена фраза: «Мама пришла» и называли чувства радости, испуга и удивления.

Эмоциональные междометия:

1) чувство радости и положительная оценка: О! Браво! Бис! Вот это да! А-А-А!

2) тяжелые психологические состояния или отрицательные отношения к фактам действительности, другая интонация: А-А-А! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу!

3) удивление, страх: Ой! Ух ты! Ах! Ба! Ой-ой! У-у! Ух! Ужас!

Эту работу я проводила на материале стихов К.Чуковского «Доктор Айболит», «Тараканище», «Путаница» и др. Я читала, а дети только проговаривали междометия с нужной интонацией.  Получалось неплохо.

Образец.

Дети передавали интонацию по моему образцу, потом пытались произнести самостоятельно. С этим заданием хорошо справилось большинство детей.

Далее работа проводилась на материале нескольких предложений, коротких рассказов, стихов, сказок.

Последовательность работы была такая:

- сопряжено;

- отраженно;

- самостоятельно.

При выполнении этих упражнений использовались мимика, жесты, пантомима.

Я заметила, что в процессе работы дети стали овладевать выразительностью речи, эмоциональной лексикой.

II. Второй этап (основной).

1-й блок направлен на формирование эмоциональной лексики.

Эта лексика показывает чувства, переживаемые ребенком или другим лицом.

Я начинала работу со словосочетаний, потом предложения, далее высказывания.

Важно было расширять словарный запас в области эмоциональной лексики, формировать синонимические и антонимические отношения, развивать самостоятельные связные высказывания на основе эмоциональных чувств и образов.

Эти задачи я решала на логопедических занятиях, используя рисунки, фотографии, предметные картинки, сюжетные картины, пиктограммы.

На пиктограммах изображалось нарастание эмоционального состояния для образования сравнительной степени: один человек немного улыбается, другой улыбается сильнее, а третий самый улыбчивый.

Для зрительной опоры степени чувств я использовала квадраты. На одном закрашена небольшая часть, на другом – половина, третий – целиком.

«Это грустный клоун, этот клоун еще грустнее, это самый грустный клоун».

Я использовала короткие рассказы с прилагательными, называющий различные эмоции.

Примеры рассказов.

1) «Жили-были три друга: Витя, Петя и Саша. Однажды пошли они гулять по берегу моря. Ходили они, ходили, и вдруг Витя нашел красивую раковину и стал очень веселый. Петя увидел разноцветный камешек и стал еще веселее, а Саша поймал морского ежа и стал самый веселый».

2) «Жили-были три щенка: Тили, Били, Гили. У них была хозяйка, ее звали Таня. Девочка занималась рисованием, музыкой и плаванием, поэтому она поздно приходила домой, а щенки ждали ее и грустили. Тили был грустный, Били еще грустнее, а Гили – самый грустный».

3) «Однажды Витя, Паша и Дима пошли в лес за грибами. Ходили они по лесу и зашли далеко. Вдруг в кустах малины кто-то зашевелился. Витя был испуганный, Паша – еще испуганнее, а Дима – самый испуганный».

Дети пересказывали эти рассказы с опорой на наглядность. Хуже получалось у Руслана, Лени, Жени Р.

При работе с синонимами (слова, близкие по значению) я использовала следующие задания:

д/и «Я начну, а ты продолжи»:

«Радостный зайчик бежал по дорожке. Радостный …»

«Грустный ослик гулял по полянке. Грустный …»

«Злой людоед возвращался в свой дворец. Злой…»

«Испуганный мальчик мчался домой. Испуганный…»

д/и «Замени слово»

Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали.  (печальной)

В новогоднюю ночь радостные мальчики и радостные девочки бегали вокруг красиво наряженной елки. (веселые)

Испуганные звери, испуганные птицы и испуганные люди выбежали из леса. (напуганные, перепуганные)

Злой волшебник со свои злым слугой полетели в темной царство. (ужасным)

С этим заданием дети  хорошо справились.

Небольшие рассказы.

Ребята придумывали небольшие истории по сюжетным картинкам со сказочными персонажами. Сначала дети определяли эмоциональное состояние героев, потом по графическим опорам составляли маленькие рассказы.

Для обогащения словаря синонимами при пересказе небольших рассказов для того, чтобы вставить пропущенное слово я давала синонимический ряд слов:

грусть – печаль, тоска, уныние, подавленность;

радость – веселье, праздник, счастье;

испуг – страх, тревога, волнение, беспокойство.

Затем усложняла задачу и в ряду синонимов давала неподходящее слово, которое дети сами определяли. Например, злиться – сердиться, беситься, гневаться, трусить.

И в том, и в другом случае дети справились с заданием практически все.

Овладение антонимами (слова с противоположным значением) базировалось на противопоставлении с использованием альбомов антонимов, то есть с опорой на наглядный материал:

- с изолированными словами «скажи наоборот»;

- в предложениях «доскажи словечко».

Трудностей не возникло.

Фрагмент занятия по теме «Слова антонимы: веселый и грустный».

Я показала две картинки, а на них веселый и грустный мальчик.

«Какой мальчик на первой картинке?»

«Какой мальчик на второй картинке?»

Затем дети составляли словосочетания со словами веселый (веселый мальчик, веселая собачка, веселая мама и др.) и грустный (грустный мальчик, грустный котенок и др.)

Затем мы играли в игру «Скажи наоборот». Я начинаю предложение, а дети заканчивают. «Мальчик веселый, а девочка (грустная)». «Щенок грустный, а котенок (веселый)». Потом дети сами придумывали с данными словами антонимы. Детям задание понравилось и они легко с ним справились.

Работа по формированию эмоциональной лексики проводилась мной и на деформированных предложениях.

Пример: «Ребята, веселый, выбежать, на, улица», «Грустный львица сидеть озеро около».

Сначала дети затруднялись, потом стали справляться с заданием.

Фрагмент занятия по теме «Составление связных рассказов со словами-антонимами».

По сюжетной картинке «Кукла Синди» составляю рассказ:

«Пришла Маша из кухни в комнату, а ее куклу Жучка утащила под диван. Маша села и заплакала». А если Маша плачет, то какая она? (грустная, печальная, расстроенная).

«Жучка посмотрела на Машу, достала куклу из-под дивана и принесла Маше. Маша перестала плакать и улыбнулась». Какой стала Маша? (веселой, радостной).

Дети сами рассказывали эту историю в паре.

Видоизменяем рассказ.

Что могло случиться, чтобы Маша расстроилась и наоборот обрадовалась?

Дети придумали интересные варианты рассказа.

 При составлении рассказа по сюжетной картине я применяла следующие приемы:

  1. Детям задавала вопросы по всем деталям сюжета.
  2. Составлялся план рассказа с использованием опорных картинок, схем, пиктограмм.
  3. Все ответы на план я суммировала в рассказ.
  4. Дети рассказывали по цепочке.
  5. Целиком.

При рассказе по серии сюжетных картинок я использовала следующие приемы:

  1. Дети должны были расположить картинки в нужном порядке.
  2. Определить эмоциональные состояния героев, выложить под ними пиктограммы.
  3. Составить рассказ по цепочке.
  4. Целиком.
  5. Дополнить описание предыдущего события.
  6. Вспомнить историю из личного опыта.

Применение зрительных опор в виде пиктограмм помогло детям точно передать эмоциональное состояние героев. Практически все дети правились с заданием кто лучше, кто чуть хуже.

Данные приемы помогают в формировании эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим ребенком или другим лицом.

2-й блок: Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны.

Эту задачу я решала на логопедических занятиях по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка, основываясь на принципе доступности.

Сначала в словосочетаниях, потом в предложениях и связных текстах.

Приемы работы:

1. Добавления слов в словосочетания.

В качестве исходных я предлагала слова: хороший, плохой, приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный, умный, глупый, радостный, печальный, красивый, уродливый, добрый, злой, полезный, вредный, правильный, неправильный, здоровый, больной, нужный, ненужный. С этими словами дети составляли словосочетания: хороший день (вечер, праздник), плохой мальчик (девочка, щенок), вкусный обед (торт, пирог), скучный фильм (праздник), умная собака (слово, голова), злой волшебник (колдун, волк). Добавление существительных особых сложностей не вызывало.

2. Составление словосочетаний:

а) с синонимично близкими словами;

б) со словами противоположного значения.

Я проводила игру «Скажи наоборот». Хороший день – плохой день, скучный фильм – интересный фильм, печальный ослик – радостный ослик, добрый волшебник – злой волшебник, правильный ответ – неправильный ответ, неудачная покупка – удачная покупка.

в) с прилагательными сравнительной и превосходной степени: слуга умный, принц умнее, король самый умный; суп вкусный, торт вкуснее, мороженое самое вкусное и т.д.

3. Составление предложений:

а) с заданным словом:

- хорошее. У мамы хорошее настроение.

- плохой. Дети совершили плохой поступок.

- вкусный. Мы купили вкусный торт.

- душистый. В саду вырос душистый цветок.

б) распространение предложения с помощью синонимов:

Злой волшебник заколдовал сказочное царство. – злой (недобрый, вредный).

Умная собака спасла ребят из беды. Умная (мудрая) собака спасла ребят из беды.

в) преобразование деформированного предложения.

«Девочка, рисовать, красивая, принцесса». «Котенок, глупый, залезать, дерево, на». «Врач, прийти, мальчик, больной, к».

г) дополнение предложения словом с противоположным значением:

«Сова была умной, а мышонок (глупый)». «Карабас-Барабас был злой, а Мальвина (добрая)».

д) использование прилагательных в сравнительной и превосходной степени: «Сказка интересная, мультфильм еще интереснее, а фильм самый интересный».

е) исправление предложения:

Незнайка ест «вкусная» варенье. Ваня читает «интересный» книга. «Злое» собака громко лает.

С данным заданием справились все дети.

3-й блок: Использование лексики, полученной путем словообразования.

Здесь я решала задачу уточнения и увеличения объема словаря детей с помощью словообразования в процессе изучения лексических тем.

Я использовала следующие виды заданий:

1. Образование слов:

- с ласкательным значением

а) дом – домик, город – городок

б) хитрый – хитренький, веселый – веселенький

- с увеличительным значением

а) нос – носище, хвост – хвостище

б) злой – злющий

2. Образование превосходной степени прилагательных:

а) глупый – наиглупейший,

честный – наичестнейший

б) черный – черный-черный,

добрый – добрый-добрый - предобрый.

3. Образование словосочетаний:

длинная рука – длиннющая рука,

хитрая лиса – наихитрейшая лиса.

4. Составление предложений:

а) с указанным словом

Хитрая-прехитрая. У одного старика была хитрая-прехитрая дочка.

б) из отдельных слов

«В, лес, жить, злющий, волчище».

в) завершение предложения

«У большого медведя огромные … (глазищи, лапищи)».

5. Составление рассказов по серии сюжетных картин.

«Кот и петух», «Зимовье зверей», «Бобовое зернышко».

В результате этой работы дети учились оценивать предметы и ситуацию, употреблять эмоциональную лексику. Можно сказать, что уровень употребления эмоциональной лексики повысился даже у тех детей, кому это давалось с большим трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности проведения наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста"

Наблюдение как понятие. Средства наблюдения. Подготовка к наблюдению. Общие требования к организации наблюдения. Характеристика видов наблюдения....

Успешное овладение родным языком детьми старшего дошкольного возраста

·        Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способно...

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста....

Особенности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-арткуляционными приз...

«Особенности для организации лепки детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Особенности для организации лепки детьми старшего дошкольного возраста»Лепка – вид изобразительной деятельности. Лепка имеет большое значение для ...

"Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Опыт работы на тему: «Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»Проекты нельзя проводить. Через них, скорее, нужно проходить. Проекты планируются не для дет...

Особенности познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Страна волшебная - здоровье"

Конспект образовательной деятельности " Страна Здоровье" Дать детям общее представление о здоровье...