Анализ типологии трудностей овладения программным материалом детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР)
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сухорукова Вера Владимировна

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное нарушение речевой деятельности, которое затрагивает все компоненты речевой системы: фонетику, лексику, грамматику и связную речь. У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности в овладении программным материалом, что связано с особенностями их речевого и когнитивного развития. Ниже представлен анализ основных типов трудностей, с которыми сталкиваются дети 5-6 лет с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_ovladeniya_programmnym_materialom.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ типологии трудностей овладения программным материалом детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное нарушение речевой деятельности, которое затрагивает все компоненты речевой системы: фонетику, лексику, грамматику и связную речь. У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности в овладении программным материалом, что связано с особенностями их речевого и когнитивного развития. Ниже представлен анализ основных типов трудностей, с которыми сталкиваются дети 5-6 лет с ОНР.

1. Трудности в овладении фонетической стороной речи

- Нарушение звукопроизношения: дети с ОНР часто заменяют, искажают или пропускают звуки, что затрудняет понимание их речи.

- Фонематические нарушения: трудности в дифференциации звуков, что приводит к ошибкам в восприятии и воспроизведении слов (например, путаница между звонкими и глухими звуками).

- Недоразвитие слоговой структуры слова: дети испытывают трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры (например, "температура" → "тепуратура").

2. Трудности в овладении лексической стороной речи

- Ограниченный словарный запас: активный словарь детей с ОНР значительно меньше, чем у их сверстников. Они редко используют прилагательные, наречия, обобщающие слова.

- Трудности в понимании и использовании многозначных слов, синонимов, антонимов: дети часто не понимают переносного значения слов, что затрудняет восприятие текстов и инструкций.

- Недоразвитие словообразования: дети с ОНР испытывают трудности в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок (например, "стол" → "столик").

3. Трудности в овладении грамматической стороной речи

- Нарушение согласования слов: дети допускают ошибки в согласовании существительных с прилагательными, глаголами (например, "красная яблоко", "мальчик бежал").

- Трудности в употреблении падежных форм: дети путают падежные окончания, что приводит к ошибкам в построении предложений (например, "у меня нет ручка").

- Нарушение синтаксической структуры предложений: дети с ОНР часто используют простые, нераспространенные предложения, опускают предлоги, союзы.

4. Трудности в развитии связной речи

- Нарушение логической последовательности высказывания: дети с ОНР испытывают трудности в построении связного рассказа, часто перескакивают с одной мысли на другую.

- Трудности в пересказе и составлении рассказов: дети не могут полно и последовательно передать содержание текста, ограничиваются перечислением отдельных фактов.

- Недоразвитие диалогической речи: дети с трудом поддерживают диалог, часто отвечают односложно, не задают вопросы.

5. Трудности в овладении программным материалом по подготовке к школе

- Трудности в обучении грамоте: дети с ОНР испытывают сложности в звуковом анализе и синтезе, что затрудняет обучение чтению и письму.

- Трудности в математике: из-за недоразвития речи дети плохо понимают условия задач, испытывают трудности в запоминании терминов (например, "больше", "меньше", "поровну").

- Трудности в выполнении инструкций: дети с ОНР часто не понимают многоступенчатые инструкции, что затрудняет их участие в образовательном процессе.

6. Трудности в когнитивной и эмоционально-волевой сфере

- Нарушение внимания и памяти: дети с ОНР часто отвлекаются, не могут долго удерживать внимание, испытывают трудности в запоминании новой информации.

- Трудности в логическом мышлении: дети с ОНР плохо справляются с заданиями, требующими анализа, синтеза, сравнения.

- Эмоциональная неустойчивость: дети с ОНР часто испытывают трудности в общении со сверстниками, что может приводить к замкнутости или агрессивности.

7. Трудности в социальной адаптации

- Трудности в общении со сверстниками: из-за речевых нарушений дети с ОНР часто избегают общения, что приводит к изоляции.

- Трудности в выполнении групповых заданий: дети с ОНР часто не понимают инструкции или не могут выразить свои мысли, что затрудняет их участие в коллективной деятельности.

Заключение

Трудности овладения программным материалом у детей старшего дошкольного возраста с ОНР носят системный характер и затрагивают все стороны речевого и когнитивного развития. Для преодоления этих трудностей необходима комплексная коррекционная работа, включающая:

- Индивидуальные и групповые логопедические занятия.

- Развитие всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики, связной речи).

- Работу над когнитивными функциями (внимание, память, мышление).

- Взаимодействие с родителями и педагогами для создания благоприятной речевой среды.

Только при условии системного подхода можно обеспечить успешное овладение программным материалом и подготовку детей с ОНР к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...

Успешное овладение родным языком детьми старшего дошкольного возраста

·        Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способно...

Современные данные о проблеме изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Связная речь представляет собой развернутую фразу на определенную тему, которая раскрывается логично, точно, лексически  грамматически правильно. Поэтому в реализации связного высказывания тесней...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

«Формирование навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и общим недоразвитием речи с помощью комиксов»

Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Родители и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями...