Проект "Вкусная Артикуляционная Гимнастика"
проект по логопедии (старшая группа)

Стефановская Ольга Ивановна

В данном проекте освещается опыт использования нетрадиционных методов развития артикуляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektag.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учрждение детский сад

комбинированного вида № 34 Выборгского района г. Санкт-Петербург

Проект

«Вкусная артикуляционная гимнастика»

(использование нетрадиционных приемов

в развитии артикуляционного аппарата)

Подготовила: учитель-логопед Стефановская О.И.

2022г.

        

Тип проекта:

  • по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
  • по целевой установке – информационно – творческий; практико-ориентированный.
  • по срокам реализации – краткосрочный , 2 недели (24.10.2022 – 07.11.2022)

Актуальность

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.

Формирование правильной речи, а в частности правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учится: управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью.

Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения органов артикуляции становятся точными, сильными, уверенными, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

Проблема

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать нестандартный метод – «вкусная артикуляционная гимнастика»

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.

Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе использования нестандартных приемов

Задачи:

  1. Обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе;
  2. Проследить эффективность применения данного метода  в коррекционном процессе.
  3. Повысить профессиональный уровень.
  4. Создать условия для проведения коррекционных занятий,
  5. Развивать координацию артикуляционного аппарата и  мелкой моторики пальцев рук; активизировать  память, произвольное внимание.
  6. Привлечь родителей к работе по применению данного метода.
  7. Проанализировать результативность работы.

Участники: дети старшей группы комбинированной  направленности, родители.

Основные направления реализации проекта – индивидуальные знятия и занятия в малых подгруппах

Ожидаемые результаты:

Применение данного метода  будет способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Виды упражнений:

  • СУШКИ-БАРАНКИ упражнения с сушками:

- просовывание узкого языка в дырочку, 

- удержание сушки на широком языке;

- просовывание губ в отверстие сушки.

  • СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ

- высунуть язык и продержать на нём соломинку как можно дольше, кончиком языка на носогубной складке,

 - открыть рот и постараться удержать соломинку в равновесии на языке; можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя, 

- делаем усы: удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка или делаем усы, удерживая соломинку губами;  

- теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.

  • «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» 

- слизывание языком варенья, мёда, шоколадной пасты с ложки; 

- также можно слизывать с тарелки сметану, джем, сгущенку, покажи, 

    как киска пьёт молоко в мисочке; 

- можно намазывать вареньем губки ребёнку, а он будет их  облизывать

 - язычком слизать сахар с колечка лимона по кругу или любые круглые   дольки фруктов, овощей;

         - лижем мороженное, не кусаем.

  • «ЧУПА ЧУПС КАК ТРЕНАЖЕР»

- берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по 

  кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком.

           

         - ребенок сжимает чупа-чупс губами и удерживает 5-10 секунд;

         - ребенок держит язычок в форме чашечки, кладем в чашечку чупа-  чупс, и         ребенок удерживает леденец под счет до 10.

  • ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК 

- положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку.

- в углублении “чашечки” языка, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.

- погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.

- фруктовый шарик – перекатывание виноградинки во рту от щеки до щеки;

- губами отрываем хвостик от клубники;

- отрываем ягодки с грозди смородины, винограда, вишни губами;

- прячем ягодки под язык без рук, языком;

- достаём язычком ягодку слева и справа, голова на месте;

C:\Users\sdemo\Downloads\IMG_20221107_223318.jpg             C:\Users\sdemo\Downloads\20221106_200323.jpg

           C:\Users\sdemo\Downloads\image-06-11-22-08-29-1.heicC:\Users\sdemo\Downloads\image-06-11-22-08-29-4.heic


Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный
  1. Диагностика речевого развития детей), определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности. 

2.Определение проблемы, цели и задач проекта.

3.Разработка проекта.

  1. Работа с детьми:
  • знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике);
  1. Работа с родителями:
  • консультация «Строение артикуляционного аппарата»,
  1. Основной

Работа с детьми:

  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики с элементами «вкусной АГ»

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм;

Работа с родителями: 

  • консультация «Вкусная АГ»
  • индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;
  • приглашение на индивидуальные занятия

  1. Итоговый
  1. Диагностика звукопроизношений детей.
  2. Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
  3. Отчет о выполнении АГ (фото)

Риск проекта: частые пропуски детей без причины, болезни, карантин.

Результативность

Анализ проделанной работы показал, что применение АГ способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Это позволяет сделать вывод о целесообразности применения данной методики в логопедической работе и привлечь родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...