Авторская игра "Знайка"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Хакимуллаева Наиля Нагимовна

игра для развития языкового анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра для детей с ОНР54.82 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская дидактическая игра «Знайка» как эффективное средство развития звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей с ОНР.

Н.Н. Хакимуллаева, учитель-логопед

МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» г.о.Тольятти

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Недостатки в развитии фонетики, лексики, грамматики и связной речи служат серьёзной преградой в подготовке к школе, одним из параметров которой является подготовка к обучению грамоте.

Очень важной и необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование фонематического, слогового анализа и синтеза. Процесс формирования навыков звукового анализа и нарушения при несформированности фонематического и слогового анализа и синтеза, освещен в работах Р.Е.Левиной, Р.И.Орловой, Г.В.Чиркиной,Л.Ф. Спировой.Как указывает Спирова Л.Ф., в сложном комплексе психических процессов, на который опирается обучение грамоте аналитико- синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребёнка производить анализ звукового состава слова.Поэтому проблема обучениядетейс речевыми нарушениями фонематическому анализу и синтезу является актуальной.

Однако, средства, имеющиеся в арсенале практикующих логопедов, работающих в группах детей с ОНР, являются недостаточными и не всегда эффективными.

В связи с этим очевидной необходимостью становится поиск новых путей логопедического воздействия, позволяющей оптимизировать процесс коррекции и расширить спектр традиционных подходов к устранению недостатков при подготовке к обучению грамоте.

Деятельность по предупреждению нарушений чтения и письма в логопедической группе носит системный характер и продолжается в течение всего учебного года, проводится с использованием дидактических языковых игр, так как языковые игры - являются эффективным средством обучения речи и особенно коррекции речи.

Нами предпринята попытка разработки и представления игры на развитие фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Целью разработки дидактической игры «Знайка» является создание эффективного и оптимального средства для овладения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР навыками выполнения звуко-слогового анализа и синтеза слов в подготовке к обучению грамоте.

Дидактическая игра «Знайка» способствует формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивает умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. В процессе занятия происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами), учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

Адресована учителям - логопедам, учителям начальных классов, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Рекомендована к реализации в группах компенсирующей и комбинированной направленности, логопунктах при ДОО, общеразвивающих группах детского сада, начальных классах массовых и коррекционных образовательных учреждений, домашних условиях.

Практическая значимость этой игры в том, что она является материалом для развития звуковой аналитико-синтетической деятельности, закрепления речевых навыков на занятиях, а также в домашних условиях.

Новизной работы является создание систематизированной игры по всем звукам, построенной с учетом развития фонематического восприятия в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ОНР, применяемой на всех этапах обучения звуковому анализу.

Игра направлена на формирование и закрепление следующих умений и навыков с использованием метода наглядного моделирования:

  • развитие слуховой памяти и соотнесение зрительных и слуховых образов,

  • совершенствование навыка восприятия и различения звуков речи;
  • развитие умения определять наличие того или иного звука в слове;

  • закрепление знаний об изученных звуках, их характеристиках (гласный- согласный, твёрдый - мягкий, звонкий – глухой, парный - непарный), позиции звука в слове (начало, середина,конец);
  • развитие    умения     соотносить      графическую    модель       со        звуковым составом, количеством, последовательностью звуков в слове, а также характеристикой звуков, количеством слогов, ударным слогом.

При подборе картинок соблюдалось правило последовательности предъявления слов для анализа, трудности возникли при подборе слов, так как не ко всем словам можно подобрать картинки.

Действие звукового анализа с составлением модели (схемы) слова оказывается похожим действию письма. Это перекодирование звучащей речи в знаковую систему – от звукового кода через посредство речедвигательного кода к буквенному. Различие состоит только в том, что вместо буквенного кода используются другие символы обозначения звуков соответствующими значками (в любой системе обучения грамоте на схемах-моделях отражается последовательность звуков в слове, гласные и согласные звуки – только значки разные). Вывод: обучая звуковому анализу с составлением схемы-модели, мы учим предварительному искусственному письму,

«квазиписьму» (термин Ш.А. Амонашвили), а овладение действием такого звукового анализа – это подготовительный этап в формировании  действия письма.

Игра «Знайка» предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в детском саду, школе или дома. При проведении игры могут участвовать от 1 до 6 человек.

Игру проводит взрослый: учитель-логопед, воспитатель, учитель начальных классов, родители. Во время игры он следит за речью детей, исправляет допущенные ошибки и добивается правильного произношения  звуков.

В набор игры входят:

  1. карточки-картинки: по 6 картинок на каждый звук;
  2. по 2 таблицы-схемы с графической моделью слована листе формата А 4 (разрезать на 2 части).
  3. условные обозначения 4)правила игры.

Перед началом игры дети знакомятся с содержанием таблицы-схемы, а взрослый объясняет детям правила игры.

Благодаря таким заданиям дети учатся не только четко произносить сложные для них звуки, но и дифференцировать звуки речи на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. Это важно, как и для формирования правильного произношения, так и для эффективного обучения чтению и письму. Поэтому задания рекомендуется выполнять и детям с чистым, правильным произношением.

При групповой игре за каждый правильный ответ ребенку можно давать в качестве приза картинки, а после занятия выявить победителя. Выиграет тот, кто больше наберет картинок.

Правила игры.

Ведущий раздает участникам игры большие карты-таблицы, а маленькие карточки-картинки перемешивает и складывает перед собой в стопку изображением вниз. Затем он вынимает из стопки по одной картинке и, показывая детям, спрашивает, что это, и кому подходит картинка. Тот ребенок, которому подходит картинка, объявляет об этом и объясняет почему. Самое главное в этой игре – произнести слово правильно и последовательно проговорить этапы анализа по таблице-схеме. В самом конце ребенок придумывает предложение с этим словом. Если ответ правильный, играющий берет у ведущего картинку и закрывает ею пустую клетку на карточке – таблице. Игра продолжается де тех пор, пока у ведущего не кончатся картинки.

Примеры:

Карточка – схема на звук А (слово «аист») и картинки для выбора

Из предъявленных картинок ребенок выбирает подходящую по всем параметрам картинку и объясняет, почему он сделал такой выбо

?

ра.

 Использованная литература:

  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
  3. Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
  4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
  5. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
  7. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
  8. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5- летнего возраста, Киев, 1988.
  9. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. М., 1987.
  10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  11. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  12. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
  13. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
  14. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
  15. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
  16. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.
  17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит, СПб.: Актцидент,1997.
  18. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи, СПб.: Акцидент, 1997.
  19. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь "Совершенствование навыков звукового анализа". М.: ЭГСИ, 1999.
  20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Занятие " Игразнайка" в логопедической группе

Занятие по математике " Игразнайк" в логопедической группе....