Превентивный логопедический массаж как эффективное средство предупреждения речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа)

Хакимуллаева Наиля Нагимовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Превентивный логопедический массаж как эффективное средство предупреждения речевых нарушений  у детей младшего  дошкольного возраста

Учитывая, что с каждым годом  увеличивается  количество детей с нарушениями речи, назрела острая  необходимость  в оказании профилактической логопедической помощи детям в дошкольных организациях. Как известно, лучше выявить и предупредить отклонения в младшем  и среднем дошкольном возрасте,  чем потом устранять  комплекс речевых недостатков в   будущем. Поэтому  ранняя логопедическая помощь приобретает особую актуальность. Основной ее целью является выявление проблем в речевом развитии ребенка, создание условий для их преодоления и  предупреждения тяжелых речевых недостатков.

Основными задачами ранней помощи являются: диагностика, установление возможных причин задержки речевого развития, проектирование индивидуальных маршрутов.

Для успешной реализации  коррекционной работы  логопеду необходимо:

  • Знать нормы доречевого  и речевого развития детей в условиях онтогенеза и дизонтогенеза, причинах нарушения детской речи;
  • Уметь проводить  логопедическое обследование  у детей младшего дошкольного возраста;
  • Владеть навыками применения приёмов и методов логопедической  работы с детьми младшего дошкольного  возраста.

Речевые нарушения могут быть вызваны разными причинами: физиологическими и генетическими нарушениями, травмами во внутриутробном развитии, патологией нервной системы, интеллектуальными и двигательными нарушениями. И эти  проблемы  требуют особого внимания  или  вмешательства.  Часто родители не знают, как  помочь ребенку, как переступить через  психологические барьеры, к кому и в какое время  обратиться за помощью.

Поэтому в  данной ситуации важна помощь не только ребенку, но и их родителям. Только  совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми, а особенно младшего дошкольного возраста.

После поступления ребенка в   детский сад  проводится  беседа  логопеда с родителями каждого ребенка, собирается анамнез детей, изучаются выписки из истории болезни, осуществляется наблюдение за детьми во время игр в  группе и логопедическом кабинете. В дальнейшем, при работе с детьми младшего  возраста, поступившими в группу,  выявляется  уровень общего и речевого развития ребенка, его индивидуальные особенности, определяются основные направления  коррекционно - логопедической работы, вырабатываются рекомендации для родителей, воспитателей и специалистов.

Предупреждение и устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, который  предполагает сочетание профилактической, коррекционно-педагогической  и  лечебно-оздоровительной работы. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя,  музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.

Основные направления  логопедической  работы  в первой младшей группе дошкольной организации:

1)  Развитие понимания обращенной речи, понимания  простейших инструкций, обогащение пассивного словаря.

2)  Стимуляция вербальной активности ребенка — создание у него потребности пользоваться речью, формирование физиологических  эхолалий и лепетных слов.

 3)  Нормализация тонуса мышц и моторики

 4)    Развитие  артикуляционного аппарата.

5)     Формирование правильного физиологического и речевого   дыхания.

6)     Развитие общей  и мелкой моторики.

7)     Развитие   других психических функций.

8)      Воспитание личности ребенка.

9)      Оздоровление организма в целом.

Почему именно в этом возрасте целесообразнее начинать логопедическую работу? Да потому,  что первые три года жизни ребенка являются критическими  - к  трём годам завершается, в основном, формирование речевых зон.  За  первые три года жизни ребёнок проходит путь от произнесения  простых звуков  до членораздельной речи. Недостаток стимулирующего воздействия взрослых неизбежно приводит к нежелательным последствиям. У ребёнка не формируется та база, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность, в том числе и речь.
К сожалению, в широкую практику целенаправленная работа по развитию речи детей раннего возраста всё ещё не вошла.

Недостатки произношения часто являются препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, что   становится  причиной психоэмоциональных проблем. Поэтому чем раньше начата работа по предупреждению и коррекции дефектов речи, тем лучше для ребенка.
В логопедической  работе применяются  традиционные и инновационные технологии, среди которых актуальны здоровьесозидающие технологии. Хотелось бы остановиться  подробнее на  такой технологии как логопедический массаж. Обычно его используют в  старшем  возрасте, когда идет подготовительная работа к постановке звуков. Но имея опыт работы с детьми 2-3 лет, можно с уверенностью сказать, что превентивный логопедический массаж  дает значительные результаты в развитии речи детей этого возраста.

Не в каждой дошкольной организации есть группы ранней помощи, где оказывается систематическая психологическая и логопедическая помощь детям и их родителям. Потому, так важна профилактическая работа педагогов в первой и второй младшей группах дошкольной организации (после адаптации и  по  желанию родителей), где логопед проводит курсовой логопедический массаж, дает рекомендации воспитателям  и родителям по организации и развитию речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

После выполнения логопедического массажа дети начинают правильно произносить звуки раннего и среднего онтогенеза;

-значительно улучшаются   голосовые возможности

-происходит нормализация дыхания, увеличение длительности и силы выдоха;

-нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;

-совершенствование движений рук; выработка ритмичности движений конечностей, стимуляция развития пальцевого осязания;

-полное или частичное устранение  психического дискомфорта у детей.

-значительное уменьшение заикания, а также дизартрии.

Результатом использования логопедического массажа у детей 2-3-хлет  становится  значительное сокращение сроков  становления звуков  и преодоления  недостатков речи.

Хотелось бы, чтобы использование массажа вошло в широкую логопедическую  практику не только  в работе с детьми с  задержкой речевого развития, но и нормально развивающимися детьми этого возраста с целью предупреждения нарушений звукопроизношения в дальнейшем,  при появлении звуков позднего онтогенеза

Используемая литература

1.   Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – М.; 2004.

2.    Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55способов общения с неговорящим ребенком.- М.: изд.центр «Технофарм». МАИ 1997г.

3.    Копылова Л.В., Перетягина А.П., Подкидышева Т.Г. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. Пермь 2006г.

4.      Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – М.; 2000.

5.      Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. – М.; 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Физические упражнения - ведущее средство предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста

В статье говорится о физических упражнениях как ведущем средстве успешной профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как  эффективное средство в речевом развитии  детей  дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том,  какие имеющиеся педагог...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

У детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей,  так и органов артикул...

Логопедический массаж как эффективное средство в преодолении нарушений речи у детей

Материал содержит краткие сведения о логопедическом массаже как дополнительном средстве в преодолении речевых нарушений у детей....