Профилактика и предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кудреватова Ольга Викторовна

В сообщении раскрываются основные направления работы по профилактики и предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Частичное расстройство процесса письма обозначается термином дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. По подсчётам, дисграфия встречается у 2-10% учащихся массовой школы и является серьёзным препятствием в овладении грамотой.

       Встречаются такие виды дисграфии:

1. Артикуляторно- акустическая дисграфия. Она представляет собой отражение неправильного звукопроизношения. Ребёнок пишет так как произносит.

2. Акустическая дисграфия. (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи.

3. Дисграфия, связанная с нарушениями различных форм языкового анализа и синтеза-деления предложений на слова, слогового и звукового анализа.

4. Аграматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи-морфологических, синтаксических обобщений.

5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа буквы.

    Моему пристальному изучению и профилактике подлежит оптическая дисграфия.

   У детей с оптической дисграфией наблюдаются трудности усвоения зрительного образа буквы. В основе этих трудностей лежит нарушение зрительного восприятия, недоразвитие зрительной памяти, пространственного и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

     При устранении оптической дисграфии работа проводится в следующих направлениях:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного;

б) уточнение и расширение объёма зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представления;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

       Развитие зрительного восприятия и узнавания:

   С целью развития зрительного восприятия и узнавания предлагаются следующие задания:

1. Назвать предметы по их контурам.

2. Назвать недорисованные предметы.

3. Назвать перечёркнутые предметы.

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

5. Распределить изображения предметов по их реальной величине.

6. Игра «Геометрическое лото».

На большой карте изображения геометрических фигур (круга, овала, треугольника, прямоугольника, квадрата). Кроме того, имеются предметные картинки. Ребёнок называет картинку и определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет.

7. Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий.

8. Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур, предметов.

9. Дорисовывание симметричных изображений.

10. Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3, 4, 5, 6).

11. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно.

12. Конструирование фигур из спичек (сначала по образцу, затем по памяти).

13 Назови изображения, которые ты видишь. Если не может разобрать все изображения, нужно помочь ему, обведя контуры, поясняя.

14. Найди различия в 2-ух картинках.

15 Узнай и нарисуй.

Попросить ребёнка на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские из картона или фанеры), назвать их, а затем нарисовать.

16. Найти место.

На стол кладётся сложенная вами картинка из знакомой ребёнку сказки. Ребёнка просят рассказать эту сказку или назвать её, затем опрокидываете картинку и

предлагаете ребёнку найти место каждой частичке.

17. Чего не хватает?

Изображение предмета дано не полностью. Нужно сказать, чего же не хватает.

18. Конструирование различных фигур из частей Колумбова яйца и квадрата, состоящего из восьми треугольников.

    Развитие зрительной памяти.

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:  

1. Запомнить 4-5 картинок, а затем отобразить их среди других 8-10 картинок.

2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди 8-10 других. При этом предлагаются только согласные буквы во избежании запоминания путём прочтения.

3. Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

4. Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленном порядке.

5. Игра «Чего не стало?». На столе раскидывается 5-6 игрушек (картинок). Дети стараются их запомнить. Затем одна убирается, а дети должны назвать, какой игрушки (картинки) не хватает.

6. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4-5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность. Затем картинки незаметно меняются местами. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальную последовательность картинок.

Формирование пространственного восприятия, пространственных

представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Логопедическая работа проводится по следующему плану:

  1. дифференциация правых и левых частей тела;
  2. ориентировка в окружающем пространстве;
  3. определение пространственного расположения элементов графического изображения и букв.

        Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребление предложенных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

1) Дифференциация правых и левых частей тела. Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды занятий:

а) Показать какой рукой надо есть, пить, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам даёт ответ, а дети повторяют за

ним несколько раз.

б) Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет её сам, а дети повторяют.

в) Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш правой (левой) рукой; взять книгу правой (левой) рукой.

        После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации правых и левых частей тела: правой и левой ноги; правого и левого глаза, уха и т. д.

В заключение детям предлагается более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, левую ногу и т. д.; показать правые и левые части тела у человека сидящего на против.

2) Ориентировка в окружающем пространстве. Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

     а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т. е. к самому себе.

В начале логопед даёт задание определить пространственное положение предметов, находящихся с боку от ребёнка: «Покажи, какой предмет находится с права от тебя, слева» и т. д.; предлагает выполнить действие, например положить книгу справа или слева от себя.

      Если при выполнение этих заданий у ребёнка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.

Далее пространственные отношения закрепляют в речи. Логопед предлагает ответить на такой, например, вопрос: «Где находится шкаф (окно, дверь)?». При этом ребёнок должен стоять так чтобы эти предметы находились справа или слева.

    б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить её около правой руки, взять левой рукой книгу и положить около левой руки. Далее логопед задаёт вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

  В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: «Положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева».

    Затем аналогичная работа проводится по определению расположения трёх предметов. Логопед предлагает детям выполнить, например, следующее задание: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку и т. д.

    При устранение оптической дисграфии проводится работа и по уточнению пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются картинки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:

  1. Написать определённые буквы справа и слева от вертикальной линии.
  2. Положить кружок, справа от него крестик, слева от него поставить точку.
  3. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – круг. Аналогичные задание: нарисовать кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку и т. д.
  4. определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Одновременно проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами.

 Формирование буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв.

В процессе логопедической работы по формированию чёткого зрительного образа букв предлагаются следующие задания:

1. Найти букву среди графически сходных (после длительной экспозиции или кратковременного предъявления).

ЛМ

АД

ЛД

ВР

ВЗ

ГТ

ВБ

ГБ

ГЕ

КЖ

ХУ

ГП

ИН

ПН

ИП

ШЩ

ЦЩ

ОЮ

СО

ОР

2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом (а, А, б, Б и т. д.).

3. Определить и назвать буквы, находящиеся в неправильном положение.

4. Назвать или записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

5. Обвести контурные изображения букв.

6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

7. Дописать букву.

8. Назвать буквы, наложенные друг на друга,

9. Определить правильно и неправильно (зеркально) написанных букв.

10. Узнать буквы по их зеркальному изображению.

11. Показать и назвать правильную букву среди букв, правильно и зеркально изображённых.

12. Конструирование букв из элементов.

13. Реконструирование букв:

а) добавляя элементы (например сделать из буквы Р букву В, из буквы Ь букву Б, из буквы П-Н);

б) убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К);

в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь, из буквы Т букву Г).

14. Определить различия сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом (Р-В, З-В, Ь-В и др.).

15. Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (П-Н, Р-Ь, Г-Т и др.).

  При устранении оптических дисграфий проводится работа по уточнению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом (О - с обручем, З - со змеёй,  Ж -с жуком и т. д.).

Используются стихи, загадки о буквах.

Для лучшего усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезывание букв, лепке из пластилина, письмо букв в воздухе.

Литература:

1. «Хрестоматия по логопедии» Под ред.  Л. С. Волковой,  В. И. Селивёрстова  

 М.  1997 г. (статья Левиной Р. Е. «Недостатки чтения и письма у детей (1941 г.)).

2. Садовникова И. Н.  «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников».   М.   1995 г.

3. Милостивенко Л. Г.  «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей».    С-П.   1995 г.

4. Лалаева Р. И.  «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».

С-П.   1998 г.

5. Логопедия: Учебник для студентов факультета дефектологии педагогических институтов».  Под ред. Л. С. Волковой   М.  1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошко...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика и предупреждение акустической и оптической дисграфии у дошкольников через использование перфокарт и карточек.

Очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить....