«Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда»
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Любовь Горшкова

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Во время непосредственной коррекционной деятельности у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании изучаемого материала, развитии речи. Также характерны низкая познавательная активность, повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, затруднения в формировании мотивации. При оказании своевременной коррекционной помощи особое внимание необходимо уделять формированию межполушарного взаимодействия, которое может быть достигнуто при регулярном использовании комплекса специальных упражнений биоэнергопластики. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Во многих исследованиях отечественных авторов отмечена связь речевого развития ребенка со степенью развития мелкой (пальчиковой) моторики. Достаточно новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи.

Биоэнергопластика» в логопедической работе с детьми с ТНР

 В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи. Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому стоит обратиться к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.

Целью биоэнергопластики, как элемента логопедической работы, является также повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.

Задачи использования биоэнергопластики:

  • Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
  • Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
  • Развивать координацию движений;
  • Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей;

Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую работу следует в течение двух лет, начиная со старшего дошкольного возраста. Вся работа состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

На первом этапе работы проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, мыслительных процессов. Дети знакомятся с органами артикуляции и обучаются классической артикуляционной гимнастике. В дальнейшем используются красные варежки (имитация языка). При проведении непосредственно образовательной деятельности с применением биоэнергопластики учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.

 Второй этап работы – основной. Он состоит из четырех частей. В первой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением ведущей руки в красной варежке. Надевая красную варежку, дети учатся имитировать положение языка во время артикуляционной гимнастики. Темп выполнения упражнений медленный. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Во второй части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением другой руки в красной варежке. Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный учителем – логопедом, на его счет и образец движения руки. В третьей части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением обеих рук в красной варежке. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их прочными, легкими, ритмичными. В четвертой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых ребенок самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику в сопровождении обеих рук в красных варежках как классических, так и придуманных самостоятельно. Учитель-логопед может подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности, четкости. В первый и второй этапы работы включаются упражнения на правильное речевое дыхание, на развитие силы голоса и правильного выдоха. Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику учитель-логопед и дети выполняют весь учебный год. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, зрительную опору – зеркало – можно убрать.

На третьем заключительном этапе дети автоматизируют полученные навыки. Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно. Упражнения выполняются без помощи зеркала. Дети показывают перчаточный театр пальчиков и языка, рассказывают и показывают самостоятельно придуманные сказки. Повышают интерес к выполнению упражнений схемы, рисунки с обозначением упражнений. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки, сказки. Практика показала, что одновременность работы рук и языка значительно облегчает детям освоение нового упражнения. Если взрослый не дает образца, то дети сами стараются придумать движения. В заключительный этап работы включаются кинезиологические упражнения. Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и на фронтальных занятиях.

Таким образом, применение биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированности пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika_v_korrektsionnoy_rabote_logopeda.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда»

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Во время непосредственной коррекционной деятельности у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании изучаемого материала, развитии речи. Также характерны низкая познавательная активность, повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, затруднения в формировании мотивации. При оказании своевременной коррекционной помощи особое внимание необходимо уделять формированию межполушарного взаимодействия, которое может быть достигнуто при регулярном использовании комплекса специальных упражнений биоэнергопластики. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Во многих исследованиях отечественных авторов отмечена связь речевого развития ребенка со степенью развития мелкой (пальчиковой) моторики. Достаточно новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи.

Биоэнергопластика» в логопедической работе с детьми с ТНР

 В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи. Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому стоит обратиться к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.

Целью биоэнергопластики, как элемента логопедической работы, является также повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.

Задачи использования биоэнергопластики:

  • Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
  • Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
  • Развивать координацию движений;
  • Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей;

Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую работу следует в течение двух лет, начиная со старшего дошкольного возраста. Вся работа состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

На первом этапе работы проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, мыслительных процессов. Дети знакомятся с органами артикуляции и обучаются классической артикуляционной гимнастике. В дальнейшем используются красные варежки (имитация языка). При проведении непосредственно образовательной деятельности с применением биоэнергопластики учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.

 Второй этап работы – основной. Он состоит из четырех частей. В первой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением ведущей руки в красной варежке. Надевая красную варежку, дети учатся имитировать положение языка во время артикуляционной гимнастики. Темп выполнения упражнений медленный. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Во второй части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением другой руки в красной варежке. Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный учителем – логопедом, на его счет и образец движения руки. В третьей части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением обеих рук в красной варежке. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их прочными, легкими, ритмичными. В четвертой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых ребенок самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику в сопровождении обеих рук в красных варежках как классических, так и придуманных самостоятельно. Учитель-логопед может подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности, четкости. В первый и второй этапы работы включаются упражнения на правильное речевое дыхание, на развитие силы голоса и правильного выдоха. Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику учитель-логопед и дети выполняют весь учебный год. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, зрительную опору – зеркало – можно убрать.

На третьем заключительном этапе дети автоматизируют полученные навыки. Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно. Упражнения выполняются без помощи зеркала. Дети показывают перчаточный театр пальчиков и языка, рассказывают и показывают самостоятельно придуманные сказки. Повышают интерес к выполнению упражнений схемы, рисунки с обозначением упражнений. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки, сказки. Практика показала, что одновременность работы рук и языка значительно облегчает детям освоение нового упражнения. Если взрослый не дает образца, то дети сами стараются придумать движения. В заключительный этап работы включаются кинезиологические упражнения. Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и на фронтальных занятиях.

Таким образом, применение биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированности пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда

В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара.  Представлены  этапы и последовательность коррекционной р...

"Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"

Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп....

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда

Даются общие рекомендации по эффективности применения биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми-логопатами, а также меттодические подходы....

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда

Использование бионергопластики в работе логопеда значительно повышает её эффективность....

Семинар-практикум "Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда ".

Цель: развитие арктикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики....

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда с дошкольниками.

Описание принципов использования приема бионергопластики в логопедической работе с дошкольниками....