Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда
статья по коррекционной педагогике

Ольга Николаевна Шикина

Использование бионергопластики в работе логопеда значительно повышает её эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika_v_korrektsionnoy_rabote_logopeda.docx78.54 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится

внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук,

которые являются основой биоэнергопластики.

Для коррекционной работы  логопедов наиболее значимым

является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с

движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения

артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении

находится язык, нижняя челюсть или губы. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, а усиливает их результативность

Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса:

Учитывать индивидуальные особенности детей;

 Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;

Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;

Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;

Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа. 

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Бычок», «Лягушка», счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.

 Предлагаю примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики:

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

  • “Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
  • “Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
  • “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
  • Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
  • “Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
  • “Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед
  • “Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
  • “Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” “Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
  • “Горка” - согнутая ладонь опущена.

                             Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

  • Упражнение 1.
  • Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).
  • Кисти рук работают по схеме
  • 1.Упражнение повторяется 4-6 раз.

hello_html_fe32994.jpgСхема 1.

  • Упражнение 2.
  • Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.
  • Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2)

hello_html_m12d74d0b.jpgСхема 2.

  • Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  • Упражнение 3.
  • Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.
  • Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3)

hello_html_3e922402.jpgСхема 3.

  • Упражнение 4.
  • Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.
  • Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (схема 3).

hello_html_4ffc3fe2.jpgСхема 4

  • Тренировка нижней челюсти
  • Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
  • Упражнение 1.
  • Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
  • На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.
  • Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (схема 5).
  • Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (схема 6).

hello_html_2148a6bd.jpgСхема 5. hello_html_m1162ef09.jpgСхема 6.

Доказано, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда

В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара.  Представлены  этапы и последовательность коррекционной р...

"Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"

Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп....

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда

Даются общие рекомендации по эффективности применения биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми-логопатами, а также меттодические подходы....

Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

Семинар-практикум "Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда ".

Цель: развитие арктикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики....

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда с дошкольниками.

Описание принципов использования приема бионергопластики в логопедической работе с дошкольниками....

«Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда»

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, в...