Развитие мелкой моторики у детей с ТНР: движения, сочетаемые с речью.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Болдырева Ирина Павловна

В методической разработке перечислен материал, который можно использовать для развития мелкой моторики с детьми, а также даны упражнения в стихотворной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 7

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая тема

Учителя-логопеда

Болдыревой Ирины Павловны

«Развитие мелкой моторики у детей с ТНР:

движения, сочетаемые с речью»

Санкт-Петербург

2022 год

Содержание:

Введение.

стр.

3

1.

Использование учителем-логопедом различных материалов

для развития мелкой моторики у детей с ТНР.                              

стр.

4

2.

Упражнения для рук – движения, сочетаемые с речью.

стр.

5

3.

Заключение.

стр.

11

Список литературы.

стр.

12

        

Введение.

Дети с нарушениями речи, как правило, имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Учеными, которые изучают работу ЦНС у детей доказано, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

На основе проведенных экспериментов и обследования большого количества детей М.М. Кольцовой была выявлена следующая закономерность: если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы, если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.

Она пришла к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук.

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева описывают отдельные приемы по развитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Они отмечают большое стимулирующее значение функций рук.

        

1. Использование учителем-логопедом различных материалов

для развития мелкой моторики у детей с ТНР

Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом,  постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи проводится воспитательно-коррекционная работа в данном направлении.

В своей работе учитель-логопед может использовать различный материал, игры, пособия и игрушки по развитию мелкой моторики, которые вызывают интерес у детей и желание с ними играть. Это могут быть:

- застежки, шнуровки, конструкторы, мозаики;

- мячи: рифленые, каучуковые;

- разноцветные пробки от пластиковых бутылок (используются для нанизывания бус, как «башмачки» для пальцев рук, для запоминания цветов);

- веревки капроновые плетеные (для завязывания узелков и перебирания их пальцами);

- прищепки разноцветные бельевые (для координации движений пальцев рук);

- коврики «травка» (для массажа и самомассажа ладоней и пальцев рук);

- кистевые эспандеры (для развития мышечной силы кисти);

- игрушки типа копилок (для попадания в прорезь мелкими предметами);

- счетные палочки;

- «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом или фасолью, для самомассажа кистей;

- игрушки из «киндер-сюрпризов» - для того, чтобы находить их в «сухих бассейнах».

Этот материал используется учителем-логопедом в работе по развитию мелкой моторики у детей с ТНР для организации выполнения движений, сочетаемых с речью.

2. Упражнения для рук – движения, сочетаемые с речью

Известно, что двигательная активность ребенка, развивает его речь, но и формирование движений тоже происходит при участии речи.

Движения рук лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Приведу несколько примеров использования различных материалов, которые я применяю в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию мелкой моторики.

Массаж – эффективный метод терапии. Он оказывает  развивающее воздействие, изменяет состояние коры головного мозга, усиливает ее стимулирующую и координирующую функции.

Упражнение «Гладь мои ладошки, ёж».

Берем коврик – «травка».

Ребенок «гладит» ладошками коврик, делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки ёж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

C:\Users\User\Desktop\Детский сад 7\Статьи\Работа пальчики\20221213_125031.jpg

2 вариант.

Можно использовать для массажа кистей рук силиконовые круги:

Гладила мама ежиха ежат,

Что за пригожие детки лежат.

C:\Users\User\Desktop\Детский сад 7\Статьи\Работа пальчики\20221213_125059.jpg

Мяч – прекрасный инструмент, используемый в коррекционной практике. Игры с мячом развивают не только мелкую моторику, но и общую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции.

Упражнение «Мне дала синичка хрупкое яичко».

Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.

Птичка веток набрала,

Крепко гнездышко свила, - Ребенок делает ладошки в форме гнезда

И снесла яичко

Умница-синичка. - Взрослый кладет мячик в «гнездо».

C:\Users\User\Desktop\Детский сад 7\Статьи\Работа пальчики\20221213_125331.jpg

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно –

Так у птиц заведено. - Ребенок катает мячик между ладоней – одна ладонь сверху, другая снизу.

C:\Users\User\Desktop\Детский сад 7\Статьи\Работа пальчики\20221213_125419.jpg

Упражнения для развития силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга.

Даем ребенку мяч или кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Упражнение «Будь сильней, моя рука».

Я сожму свой мяч,

Буду сильным, как силач

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

F:\ИРА\2022 год\2022.12.16 СТАТЬЯ  Развитие мелкой моторики\20221216_112232_001.jpg

Упражнение Мяч – «Ёжик». 

Движения соответствуют тексту.

1 вариант.

Мячик-ежик мы возьмем (берем мячик)

Покатаем и потрем (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем (поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на иголочки мячика)

Пустим ежика на стол (кладем мячик на стол)

Рукой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (рукой катаем мячик)

Потом руку поменяем (меняем руку и тоже катаем мячик).

C:\Users\User\Desktop\Детский сад 7\Статьи\Работа пальчики\20221213_125459.jpg

  2 вариант.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну (смена рук)

А теперь – последний трюк:

Мяч летает между рук! (перебрасывание мяча из руки в руку).

C:\Users\User\Desktop\Детский сад 7\Статьи\Работа пальчики\20221213_125446.jpg

Самомассаж с прищепками.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного пальца к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

C:\Users\User\Desktop\Детский сад 7\Статьи\Работа пальчики\20221213_125237.jpg

Использование деревянного массажёра для массажа кистей рук: ребенок кладет руки ладошками на массажер и совершает движения, валики массажера крутятся, массируя ладошки ребенка.

         Упражнение «Мои ладошки».

Мои ладошки бегут по дорожке

Бегут, бегут, бегут, бегут,

Бегут по дорожке

Бежали, бежали и прибежали.

C:\Users\User\Desktop\Детский сад 7\Статьи\Работа пальчики\20221213_125127.jpg

На занятиях для развития мелкой моторики можно использовать счетные палочки. Ребенок собирает разложенные на столе счетные палочки пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберет все четыре «клюва». На каждую строку ребенок берет по одной счетной палочке.

                 Упражнение «Клювы».

Клюв длинней

Не видел я,

Чем клюв у цапли

И у журавля!

F:\ИРА\2022 год\2022.12.16 СТАТЬЯ  Развитие мелкой моторики\20221216_111857.jpg

Использование «сухого бассейна»: ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, проговаривая стишок:

Упражнение «Тесто».

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все помесить попросили.

Но сколько ни месим и сколько, ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Заключение.

Использование в коррекционной работе на логопедических занятиях с детьми с ТНР упражнений для развития мелкой моторики в стихотворной форме способствует развитию речи: повторение строк стихотворений детьми и одновременно выполнение движений руками способствует развитию чувства ритма, что помогает в работе над звуко-слоговой структурой слова, автоматизации звуков.

Кроме того, это развивает психические процессы: память, внимание, мышление.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А., «Логоритмика»  – М., 1985;
  2. Воробьева И.В., Крупенчук О.И., «Мяч и речь» – СПб., КАРО, 2003;
  3. Крупенчук О.И., «Стихи для развития речи» – СПб., Литера, 2003;
  4. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А., «Исправляем произношение» – СПб., Литера, 2010;
  5. Кольцова М.М., «Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка» – М., 1973;
  6. Волкова Л.С., «Логопедия» – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений

          Направление  моей работы  – формирование и совершенствование у детей двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила,...

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь»

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологи...

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей 5-6 лет с нарушениями речи

Использование нестрандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет....

«Нетрадиционные способы лепки как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушеними речи посредством нетрадиционного способа - лепк...

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...