Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР Дифференциация звуков [З] - [Ж]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Черданцева Татьяна Владимировна

Дифференциация звуков [З] - [Ж]

 

Цель. Научить детей дифференцировать звуки [З]-[Ж].

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- закрепить четкую артикуляцию звуков [З], [Ж];

- учить детей давать характеристику звукам [З], [Ж] в сравнительном аспекте с опорой на различные виды контроля;

- закрепить навыки различения звуков [З], [Ж];

- совершенствовать навык звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение слушать педагога, товарища;

- формировать навык работы парами, навык сотрудничества, взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков [З] - [Ж]425.39 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР

Тема: Дифференциация звуков [З] - [Ж]

Цель. Научить детей дифференцировать звуки [З]-[Ж].

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- закрепить четкую артикуляцию звуков [З], [Ж];

- учить детей давать характеристику звукам [З], [Ж] в сравнительном аспекте с опорой на различные виды контроля;

- закрепить навыки различения звуков [З], [Ж];

- совершенствовать навык звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение слушать педагога, товарища;

- формировать навык работы парами, навык сотрудничества, взаимодействия.

Ход занятия

1. Сообщение темы занятия

Логопед:  Ребята, мы сегодня будем различать звуки, а какие, догадайтесь сами. Я прочту два стихотворения в которых кроется ошибка. Вы внимательно прослушайте и исправьте.

Игра «Слово заблудилось»

Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме

Там ползет зеленый лук                    

     F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\hello_html_m7c19af88.png         

С длинными усами.

Михаил залез на дуб,

Что бы врач не вырвал суп.                        

F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\cute-tooth-cartoon-presenting-illustration-30567839.jpg

Логопед: В каких словах заблудились звуки? Какие звуки заблудились? Назовите их.

2. Акустико–артикуляционный образ звуков [З], [Ж]. Сравнительная характеристика звуков [З], [Ж]. Изолированное произношение звуков [З], [Ж]

Логопед:

– Давайте вспомним, как мы произносим звук [З].

– Что делают губки? (Улыбаются)

– Где находится язычок? (У нижних зубов)

– Работает ли голосок? (Да)

– Чью песенку напоминает звук [З]? (Песенку комарика)

Дети, глядя в индивидуальное зеркало, произносят звук [З].

– А теперь вспомним, как мы произносим звук [Ж].

– Что делают губки? (Вытягиваются вперед)

– Где находится язычок? (За верхними зубами)

– Работает ли голосок? (Да)

– Чью песенку напоминает звук [Ж]? (Песенку жука)

Дети, глядя в зеркало, произносят звук [Ж].

Характеристика звуков [З], [Ж]: согласные, твердые, звонкие, обозначаем синим квадратом.

3. Игра «Комарики и жуки».

Каждому раздаются карточки (комарик, жук). Дети, когда услышат звук [З], поднимают картинку с комариком, когда [Ж] – с жуком. Логопед произносит звуковой ряд.

           F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\22800.jpg            F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\raskraski-nasekomie-zhuki-21.jpg

4. Игра «Скажи наоборот».

Логопед: Ребята, замените звук [З] на [Ж]: за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жи; а теперь наоборот  жу-зу, жи-зи, жо-зо, жа-за.

5. Игра «Цветочная полянка»        

Логопед:  Посмотрите, какая красивая цветочная полянка нам встретилась, давайте сядем на цветочки и отдохнем.

Дети выбирают себе по одному цветку (цветки Желтые и роЗовые) и встают рядом, по парам (З,Ж).

Логопед:  Посмотрите внимательно на цифру на вашем цветке, произнесите столько слогов с вашим звуком (З или Ж), какая цифра написана на цветке (у каждой пары свой гласный звук, за-за-за, жа-жа-жа-жа; другая пара детей зо-зо, жо-жо-жо).

6. Игра «Рассели по домикам»      

На магнитной доске прикреплены два домика, в одном живет звук [З], в другом [Ж]. Дети определяют, какой звук находится в слове и выкладывают дорожки.

Дети: Это  зонт. В слове зонт мы слышим звук З. Я прикреплю картинку под буквой З.

7. Игра с мячом «Поймай – скажи»

Логопед:  Я кидаю вам мяч и произношу слово, вы мне возвращаете мяч, называя только:

– первый слог в моем слове (завод, жуки, железо, забота, зубы, живет, жаба, закат);

– последний слог в моем слове (Лиза, бужу, роза, сижу, козы, нахожу, тазы).

8. Физминутка

Под листочком жук проснулся,

Потянулся и встряхнулся.

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

Загудел и полетел

У него немало дел.

9. Игра «Отгадай словечко»

Логопед: Ребята, я загадаю вам загадки. Отгадайте и определите, какой звук мы слышим в отгадке [Ж] или [З].

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду…(Лужи)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза)

10. На доске для наглядности выставляются картинки.

F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\Knotek_Bufotes_viridis.jpg F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\12300234.png    F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\hello_html_16069406.png       

Логопед:  Посмотрите на картинки, отгадайте по первым звукам слово и, самостоятельно, сделайте звуковой анализ этого слова. Какой из двух звуков спрятался в угаданном слове?

Дети отвечают. На доске выставляется картинка с изображением жука.                          F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\zhuk21.jpg

У каждого ребенка коробочка с фишками красного, синего и зеленого цвета.

F:\ДС №23 - копия (2)\Документы\Старшая группа\Черданцева\Открытое занятие\IMG_2931.JPG

Дети собирают. Логопед проходит и проверяет у каждого выполнение задания.

Итог занятия.

Логопед: Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Чем мы сегодня с вами занимались? Какое задание вам понравилось больше всего? Спасибо, все потрудились на славу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР

Календарный план соответствует рекомендациям авторов книги «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркин...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР "Звук и буква Ф"

Данный конспект поомжет учителям-логопедам при проведении фронтального занятия....

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква И».Цели:  Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с...