«Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию» (конспект НОД с детьми старшей группы)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Михеева Юлия Викторовна

«Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников

связному рассказыванию».

(конспект НОД с детьми старшей группы)

 

Задачи:

Область «Коммуникация»

1.Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна».

2.Совершенствовать грамматический строй речи.

3.Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с                                                                                                                                             использованием  наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

Область «Познание»

1.Формировать понятия причинно-следственных связей    и    закономерностей в явлениях природы.

2.Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

3.Продолжать развивать психические процессы: память, внимание,                                                   наглядно-образное мышление.

Область «Социализация»

1.Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу  о ней,  пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, помочь, утешить.

2.Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна», игрушка  - пингвиненок, мяч.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx90.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников

связному рассказыванию».

(конспект НОД с детьми старшей группы)

Задачи:

Область «Коммуникация»

1.Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна».

2.Совершенствовать грамматический строй речи.

3.Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с                                                                                                                                               использованием  наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

Область «Познание»

1.Формировать понятия причинно-следственных связей    и    закономерностей в явлениях природы.

2.Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

3.Продолжать развивать психические процессы: память, внимание,                                                   наглядно-образное мышление.

Область «Социализация»

1.Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу  о ней,  пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, помочь, утешить.

2.Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна», игрушка  - пингвиненок, мяч.

Предварительная работа:

1. Экскурсии и наблюдения в природе;

2. Чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

3. Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;

4. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;

5. Рисование по теме «Весна»;

6. Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне;

7. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        весны», «В гости к весне».

Ход НОД

Дети стоят полукругом.

Логопед. Ребятки отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети. Это время года – весна.

Логопед. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только самые ласковые слова. Я скажу - солнце, а вы ласково - солнышко, ветка, ручей.., (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Логопед вносит в группу мягкую игрушку-пингвина. Дальше логопед говорит за Пингвиненка.

Логопед. Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Вот он. Кто это?

Дети. Это пингвин.

Логопед. Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?

Дети. Пингвины живут в Антарктиде.

Пингвиненок. Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

Логопед. Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребятки, садитесь. Расскажите ему – а какая бывает весна?

Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, звонкая, дождливая.

Логопед. А сейчас мы придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первые цветы…

Пингвиненок. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.

Логопед. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но вставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день-весенний день, погода-весенняя погода… (Дети называют словосочетания).

Пингвиненок. Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов.

Логопед. А почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла?»  А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне?

Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и т.д.

Логопед: А сейчас я предлагаю составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите таблицу о весне.

C:\Users\вика\Desktop\солну.jpg

   

C:\Users\вика\Desktop\сосулька.jpg

C:\Users\вика\Desktop\лужа.gif

    C:\Users\вика\Desktop\кораблик.jpg

     C:\Users\вика\Desktop\цветок.png

            C:\Users\вика\Desktop\дерево.jpg

Рассказ по мнемотаблице «Весна».

Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, появляются лужи.  Дети пускают в них  кораблики. Весной распускаются первые цветы – подснежники, а на деревьях появляются первые зеленые листочки.

Пингвиненок. Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне  и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!

Логопед. Закройте глазки и слушайте. Весной природа пробуждается от зимнего снега, мы с вами откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими. Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. Мы медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся. Опустите ручки, сядьте. Молодцы.

Подводится итог.

Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз.

Дети. Это явление природы называется капель.

Логопед. Чей рассказ вам понравился? Почему?

Дети рассказывают.

Логопед. Все сегодня молодцы! До свидания!

Список использованной литературы

  1. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-64 С.
  2. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко// «Дошкольное воспитание.-1990.- № 10.- С.22-24
  3. Чохонелидзе, Т. Учим стихи по картинкам / Т. Чохонелидзе // «Обруч».- 2006.- №3. – С. 4-7. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Конспект занятия по развитию речи с Использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Обучающие задачи:• упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;• закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности...

Использование приемов мнемотехники в обучении детей пересказу

Важным условием для всестороннего развития дошкольника и для его дальнейшего обучения в школе является умение общаться с собеседниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большое количеств...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Развитие речи" с использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования; Учить передавать литературный текст св...

Конспект ООД с детьми старшей группы "Путешествие на Север" - ознакомление с окружающим миром, развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Конспект организованой образовательной деятельности с детьми старшей группы "Путешествие на Север" - ознакомление с окружающим миром, развитие речи и подготовка к обучению грамоте....

"Использование приемов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста".

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники....