"Использование приемов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста".
презентация по логопедии

Скрипникова Татьяна Викторовна

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование приемов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста » Учитель-логопед Скрипникова Т.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной

Слайд 2

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Слайд 3

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия, события и в этом ему может помочь такой прием как мнемотехника.

Слайд 4

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Козаренко В.В. дает следующее определение мнемотехники: «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания, т.е. речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций».

Слайд 5

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Слайд 6

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника включает использование мнемоквадратов , мнемодорожек и мнемотаблиц .

Слайд 7

«Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет) «Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои) «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов) «Большой – маленький»

Слайд 8

Мнемодорожка

Слайд 9

У крошки-матрешки пропали сережки. Серёжа сережки нашел на дорожке. «У крошки-матрешки пропали сережки. Сережа сережки нашел на дорожке» «У высокого куста Света видит аиста»

Слайд 10

Мнемотаблицы для заучивания загадок 100

Слайд 11

Мнемотаблицы для заучивания стихов « ОСЕНЬ » Осень, осень к нам пришла, всем подарки принесла: желтые листочки, вкусные грибочки, овощи и фрукты, хлебные продукты.

Слайд 12

« САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАПА МОЙ! »

Слайд 13

Мнемотаблицы для составления рассказов «ВЕСНА» В На улице В

Слайд 14

Мнемотаблицы для пересказа «КОЛОБОК»

Слайд 15

«ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ» 12

Слайд 16

Результаты работы с использованием мнемотехники: - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; - словарный запас выходит на более высокий уровень. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» (В. Шаталов)

Слайд 17

Литература: «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. «Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи». Омельченко Л.В. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Ткаченко Т.А. Интернет-ресурсы

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного среднего возраста

Мнемотехника – в  переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов,  обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.Особое мест...

Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста.

Использование элементов мнемотехники в обучении детей  дошкольного возраста....

Использование приемов мнемотехники в обучении детей пересказу

Важным условием для всестороннего развития дошкольника и для его дальнейшего обучения в школе является умение общаться с собеседниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большое количеств...

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"

Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....

Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую про...

Использование мнемотехники при обучении детей дошкольного возраста связному высказыванию

Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумываетс...