Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного среднего возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Скопинцева Елена Николаевна

Мнемотехника – в  переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов,  обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, последовательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotekhnika_skopintsevoy_e.n.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

мнемотехника

Использование  метода  мнемотехники в  обучении  детей  дошкольного среднего возраста

/воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад№139 Скопинцева Елена Николаевна/


  1. Теоретические основы.

Мнемотехника – в  переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов,  обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, последовательными.

Актуальность данного метода заключается в следующем.

Объём зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи практически не отличается от нормы. Трудности возникают у этих детей при запоминании на слух вербального материала. Наблюдается нарушение объёма памяти и трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала. Продуктивность запоминания снижена по сравнению с нормально говорящими детьми.

Использование метода мнемотехники в обучении детей позволяют легче и более эффективно проводить работу со всеми детьми.

 Предметно-схематическое изображение применимо во многих образовательных областях. Таких, как коммуникация, ознакомление с художественной литературой, социализация, безопасность,

  1. Методика проведения образовательной деятельности.

Цель:

  1. Воспитывать умение слушать сказку, рассказ, стихотворение. Поддерживать интерес детей в желании воспроизводить содержание художественных произведений.
  2. Стимулировать эмоционально-содержательное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  3. Развивать все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности: оказывать помощь ребёнку в освоении разговорной речи, учить понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, учить выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  4. Развивать слуховое восприятие, оперативную память и внимание.

       Детям очень интересно предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста, когда модели рисуются «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Сказка буквально рождается перед их глазами.

Дети обогащаются знаниями за счет разных малых фольклора ( потешки, песенки, считалки), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, о знакомых детям животных.

Приём «рисуем стихотворение». Текст кодируется с помощью рисунков-символов. Воспитатель учит текст наизусть, выразительно читает и даёт детям установку «Сейчас мы нарисуем стихотворение. Я читаю текст и рисую по ходу чтения».

Далее я с детьми воспроизвожу текст с опорой на рисунки, затем читаем хором, по желанию, по одному. Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли самостоятельно рассказывать друг другу текст.  

Приём использования серии картинок наиболее эффективен для детей с речевой патологией.

Опора на серию картинок для обучения увлекает их, превращает занятие в игру. Необходимо подбирать картинки построчно к тексту (яркие и узнаваемы). Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка – серая, листик – зелёныё и т. д.

Большая работа проводится с детьми по обучению чтению символов и картинок.

План образовательной деятельности на 2012-2013 учебный год.

Месяц

Рассматриваемая тема

Планируемый результат

Сентябрь

Изучение метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего возраста.

Конспект по методике проведения образовательной деятельности с детьми 3-4 лет.

Октябрь

Подбор познавательного материала, расширяющий кругозор детей и выбор приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей во время образовательной деятельности.

Изготовление мнемотаблиц по временам года и для описания известных детям животных.

Ноябрь

Изучение книги Е. А. Алябьевой «Как научить ребёнка запоминать стихи», в том числе:

- приём «Использование серии картинок»;

- приём «Рисуем стихотворение»;

- приём «Играем стихи»;

- приём «Показываем стихи».

Организация игр-драматизаций по содержанию текста и оборудование различными игровыми атрибутами.

Декабрь

Подбор стихотворений и текстов для младшего возраста.

Изготовление мнемотаблиц и схем-моделей для заучивания текстов и стихотворений.

Январь

Изучение книги Т.Большовой «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники».

Заучивание сказок «Теремок», «Рукавичка» по серии картинок.

Февраль

Изучение метода «Речевые упражнения без музыкального сопровождения».

Ритмические речевые упражнения без музыкального сопровождения «Котёнок-шалун», «Ветер», «Дождик».

Март

Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники.

Изготовление общей карты-схемы №1 и карты-схемы №2.

Апрель

Изучение книги Н.Малетиной «Моделирование в описательной речи с ОНР.

Составление и заучивание рассказов по тематическим картинкам.

Май

Просмотр статей в журналах «Дошкольная педагогика» по теме «Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественно научных представлений у дошкольников. /июль-август 2006 г.

Диагностика детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр для родителей.НОД ОО "Познание"-"Пирамида, призма".Средний возраст."средней группе.

16 октября 2012 года для родителей прошло занятие с детьми средней группы по математике. На этом игровом занятии дети познакомились с призмами, пирмидой, учились рисовать паспорт прямоугольной призмы,...

Родительское собрание в средней группе "Что такое патриотизм и надо ли его воспитывать у детей среднего возраста"

Родительское собрание на тему "Патриатическое воспитание детей  среднего  возраста"...

Родительское собрание в средней группе «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»

Конспект разработан с условиями регионального компонента (Бурятия - озеро Байкал). Вашему вниманию предоставляются: вопросы для интерактивной системы голосования "Вотум" «Компетентност...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Конспект НОД для средней группы . "Использование наглядного и раздаточного материала для формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста". Тема "Пара"

Конспект нОД для детей средней группы "Использование  наглядного и раздаточного материала при формировании элементарных математических представлений"...

Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»

В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....