Использование развивающих технологий в логопедической работе на практике, обучение этому родителей дошкольников
консультация по логопедии

Важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования - внедрение инноваций в работу дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих технологий в  логопедической работе  на практике, обучение этому родителей дошкольников

 Реформирование системы образования, с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей, предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям. Важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования – внедрение инноваций в работу образовательного учреждения.

Инновационная деятельность позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых методов, методик, технологий).

Инновационные методы воздействия в деятельности воспитателя группы,  становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

         Для детей  с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.

Пальчиковая гимнастика– позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж  и самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

           Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Артикуляционная гимнастика. - Цель ее использования - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Например, упражнение “Гудок паровоза”.

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

“Полет самолета”. Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Одним средств коррекции двигательных и речевых нарушений является фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Использование логоритмических упражнений — рассказывание стихов с помощью рук. Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения во время занятий, либо после их окончания проводится мышечная релаксация.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.

Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза дошкольников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок выходит к доске и рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

Для развития зрительно– тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей, который представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем яркими линиями, узорами, которые, с одной стороны фиксируются на жесткой поверхности, с другой– прикрываются тонкой прозрачной пленкой. Упражнения выполняются только в положении телесно-моторной свободы, достигаемой в режиме телесной вертикали.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. (с-ма. Базарова)

Гимнастику для глаз, наряду с гимнастикой для рук, хорошо использовать на занятиях с детьми в качестве физминутки. С дошколятами лучше проводить ее в стихотворно-игровой форме.

Пролетает самолет, ( раскинули руки, летим, глазки вниз)

С ним собрался я в полет! (смотрим вниз, не опуская головы, одними глазками, словно оглядывая из кабины землю)

Правое крыло отвел – (посмотрели как можно дальше вправо)

Левое крыло отвел - (посмотрели влево)

Я мотор завожу ( рука описывает большой круг, глазки следят за движением руки)

И внимательно гляжу! (описываем круг в другую сторону)

Поднимаюсь и лечу, (описываем рукой большие восьмёрки)

Возвращаться не хочу! ( следим за движением руки глазами)

         время занятий провожу гимнастику для глаз.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются здоровьесберегающие технологии, которые помогают не только скорректировать речь, но и  способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе,

К  нетрадиционным методикам работы с дошкольниками,  относятся:
• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
• Литотерапия – воздействие камней (минералов) на организм человека.
• Имаготерапия – театрализация: куклотерапия, сказкотерапия.
• Пескотерапия – игра с песком, как способ развития ребенка.
 Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их
реализация. 

Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике.         Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составлять содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств.

Рисуночные упражнения: «Свободный полёт»,
(позволяет установить контакт с замкнутым ребёнком. Ребёнок рисует на листе бумаги любую линию, а затем дорисовывает её до чего-нибудь осмысленного; педагог и ребёнок рисуют друг другу разные закорючки и без слов продолжают их, а затем описывают рисунки друг друга (упражнение выполняется карандашами двух цветов)

«Пойми меня»,

(для развития умения передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5 человек. Каждый участник получает лист бумаги и один цветной карандаш. По команде все приступают к рисованию, через 15-20 сек. Рисунок прерывается и передаётся соседу по кругу. Без слов и комментариев другой ребёнок продолжает рисунок, затем по истечении того же отрезка времени, рисунок передаётся дальше до тех пор, пока не вернётся к тому, кто начал рисовать. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального замысла, нужно обсудить, почему.

Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве участников образовательного процесса. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей. Для работы с родителями используются следующие методы:

анкетирование родителей, индивидуальные беседы с родителями, консультации, родительские собрания, родительские дни, проведение семинаров для родителей на волнующие их вопросы, посещение семьи ребенка, проведение открытых логопедических занятий, организация для родителей мини-библиотек и информационных стендов, уголков помощи,

организация в группах «стен творчества», «речевых» зон, предметное содержание которых соответствует возрасту детей, обучение родителей игровым занятиям, наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей и др.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком - дошкольником возможна только в случае разработки организационно - методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.

Современным родителям не всегда подходят традиционные формы работы. Часто молодые родители проявляют интерес к логопедическим знаниям, самостоятельно находят информацию в интернете и периодике, но не всегда знают,  как правильно выстроить свою работу с ребенком по развитию речи: либо им нужен наглядный образец («как делать то или иное упражнение»), либо они не соблюдают схему работы, начинают со сложного (например, со скороговорок для улучшения дикции, при еще не поставленных и не закрепленных звуках). В таком случае задачей педагогов является систематизация родительских знаний, обучение на практике тем или иным методам и приемам работы с детьми.

Другой категории родителей просто не хватает времени, современный ритм жизни, необходимость или желание работать, строить карьеру практически не оставляет им возможности для целенаправленных занятий с ребенком.  И в данном случае педагог ставит перед собой задачу научить родителей использовать время, проводимое с ребенком рационально, помочь,  играя научиться чему-либо, закрепить материал и т.п., а это соответствует основным принципам дошкольного образования, заявленных в ФГОС ДО (1.4.):

 В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Для того, чтобы партнерство педагогов группы и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;

помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка;

убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;

убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Информационное просвещение предполагает знакомство:

с  возрастными особенностями становления детской речи;

с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

  с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение включает в себя: 

обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Для решения этих задач, мною помимо традиционных родительских собраний, консультаций, бесед, используются такие формы  взаимодействия с семьей как мастер-классы для родителей с детьми.

Преимущества новой системы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей ДОУ с семьей неоспоримы

Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, помогают успешно преодолевать не только собственно нарушения речи, но и нарушения психических процессов, поведения у ребенка, а также решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии речи, формируются благоприятные детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе с детьми и родителями ФГОС. Мастер класс.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей дошкольного возраста, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно...

Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...

«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....

Выступление на тему: « Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

Выступление на тему:« Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»...

Использование развивающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста при реализации темы «Обучение дошкольников вокально-хоровому пению»

Использование развивающих технологий в работе с детьми предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии....