Использование театральной деятельности в коррекционной работе учителя – логопеда ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Сапогова Екатерина Сергеевна

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует не только общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций, но и коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tenevoy_sapogova_1.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование театральной деятельности в коррекционной работе

учителя – логопеда ДОУ.

Учитель – логопед

 МБДОУ № 156 «Волжаночка»

г. Ульяновск

Сапогова Е.С.

Сегодня весьма актуальной является разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Как правило, дети с нарушениями речи отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, можно связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует не только общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций, но и коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя речи. 

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу. Огромный интерес у детей вызывает теневой театр. Для организации теневого театра необходима только ширма, настольная лампа (фонарик)  и плоскостные фигуры. Так же можно использовать стол для рисования песком.

Естественно, что далеко не все фигуры можно сделать руками или сделать некоторые фигуры животных достаточно сложно. Поэтому более универсальный и более сложный вариант театра теней основан на том, что на освещенном экране показываются тени или силуэты плоских фигур-кукол, которые обычно делают из картона. В кукольном театре тенейможно использовать декорации: деревья, цветы, облака, мебель и другие предметы. Изготовление персонажей и декораций в качестве домашнего задания можно поручить родителям. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».Так же это задание хорошо развивает мелкую моторику детей: сначала обвести по контуру фигуру, а затем ее вырезать. А как известно, необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи.

Таким образом, теневой театр на логопедическихзанятиях помогает решить следующие задачи:

  • развивать речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;
  • развивать фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение;
  • совершенствовать лексико – грамматический строй речи;
  • развивать навык действия с воображаемым предметом;
  • учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
  • развивать общую и мелкую моторику: координацию движений мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • развивать связную речь, творческую фантазию;
  • учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
  • пополнять словарный запас;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  • развивать психические процессы;
  • воспитывать нравственно-эстетические качества;
  • создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью;
  • вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».

Некоторые примеры использования теневого театра на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя - логопеда:

1. На развитие речевого дыхания – силуэты свечи, солнца, снежинки, листа дерева, облака, дерева, чашки с паром и т. д.

Игры:

«Задуй свечу» (силуэт свечи прикреплен снизу, а пламя свечи привязано на нити сверху, «Сдуй листочек» (силуэт дерева прикреплен снизу, а листики деревьев привязаны на нити сверху). Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

- «Бабочки" (бумажные бабочки привязанные на нити).Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

- "Горячий чай" (силуэт чашки прикреплен снизу, а силуэт пара привязан сверху на нити).Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

- "Снег кружится, летает, летает" (бумажные снежинки свисают вниз на нитях).Цель: развитие сильного плавного выдоха.

«Открой солнышко» (бумажные облака свисают вниз на нитях, силуэт солнца прикреплен к ширме).Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

2. На развитие артикуляции – (круг, овал, улыбка, лопата, чашки, кисточки, лошадки, гриба и т. д.

Игры:

«Повтори движение» (силуэт языка перемещается вверх – вниз, влево – вправо).

Цель: совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

«Комплексы артикуляционной гимнастики» (силуэты лопаты, чашки, лошадки и т. д свисают вниз на нитях в определенном порядке).

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

3. На развитие фонематического восприятия, дикции и интонации, автоматизацию и дифференциацию звуков – силуэты волка (звук у, девочки Ани (звук а, медведя (звук ы) и т. д.,

Игры:

«Кто поет?» (силуэты волка, девочки, медведя, логопед произносит определенный звук, ребенок показывает и называет, кто спел песню).

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

«Рассели картинки» (силуэты домов от одного до трех этажей, силуэты разных предметов и животных, ребенок расселяет силуэты в дома по количеству слогов).

Цель: обучение слоговому анализу слов.

«Распредели картинки» (логопед показывает силуэты картинок со звуком л или ль, ребенок решает, что дать кукле Ладе, а что Ляле).

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать навык звукового анализа.

«Какой звук начинает слово?»«Какой звук в конце слова?» (логопед выставляет силуэты разных предметов, ребенок узнает предмет и называет первый, последний звук в слове).

Цель: учить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

«Три медведя» (Силуэты трех медведей, ребенок отгадывает, за кого из героев логопед произносит определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса).

Цель: различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

4. На развитие ориентировки в пространстве – дерева, домика, солнышка, машинки, разных животных и т. д.

Игры:

«Что – где?» (логопед выставляет на ширме любые силуэты предметов по изучаемой теме, ребенок называет, что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.).

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

«Поставь слева над, под…» 

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

«Опиши картину» (логопед выставляет на ширме сюжет: солнышко, дерево, машину, животных и т. д., ребенок описывает, что где находится).

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

«Что изменилось?» (логопед меняет сюжет на ширме, дети объясняют с помощью пространственной терминологии, что изменилось на картине).

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

«Полет бабочки»«Путь машины» (логопед перемещает силуэт бабочки или машины по ширме, дети комментируют полет, используя пространственную терминологию).

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

5. На развитие лексико – грамматического строя речи и пополнение словарного запаса – силуэты овощей, фруктов, предметов мебели, посуды, разного вида транспорта, насекомых, птиц, игрушек, одежды, обуви, головных уборов, школьных принадлежностей, продуктов питания, инструментов, домашних и диких животных, цветов, деревьев и т. д.

Игры:

«Один - много»» (логопед выставляет на ширме силуэт одного предмета слева и несколько силуэтов этого же предмета справа. Дети называют).

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

«Назови ласково» (логопед выставляет на ширме силуэты разных предметов, ребенок отгадывает предмет и называет его ласково).

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Четвертый лишний» (логопед выставляет на ширме силуэты четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных, ребенок называет неподходящий предмет и объясняет свой выбор».

Цель: развивать способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

«Что положим в суп?»«Что положим в компот?» (логопед выставляет на ширме силуэты овощей и фруктов, силуэты кастрюль, дети выбираю, что положим в суп, что в компот).

Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.

«Собери игрушки» (логопед выставляет на ширме силуэты игрушек и других предметов, дети отгадывают силуэты только игрушек и убирают их в корзину).

Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.

«У кого какой» (логопед выставляет на ширме силуэты животных, дети отгадывают их и, отвечая на вопросы логопеда, образуют притяжательные прилагательные).

Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению притяжательных прилагательных.

6. На развитие связной речи – силуэты героев русских народных сказок, животных, деревьев, цветов, домов, машин, птиц и т. д.

Игры: - «Придумай и расскажи сказку»

«Что сначала, что потом»

«Опиши игрушку»

«Расскажи какой?»

Цель: стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда"

Данная статья была опубликована в Новгородской газете "Образование info" Выпуск № 13(27) 15 ноября 2014 года....

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Игры Воскобовича в логопедической работе с детьми с ОВЗ...

Использование театральной деятельности в коррекционной работе

Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Театр близок и понятен детям. Он, как и игра, дает ребенку представление о мире, в котором он...

Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"

Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...

Долгосрочный проект "Театральная деятельность в системе работы логопеда ДОУ"

Занятие логопеда с детьми с ОВЗ.  Планирование занятий по театральной деятельности на год....

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе логопеда

Методическая разработка для родителей, воспитателей.  Краткое понятие нейропсихологический упражнений, а так же практиеское применений игр сделанных своими руками и применяемые на практике в свое...