"Поможем Чебурашке". Звук [Ч']. Буква Ч.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Романова Татьяна Анатольевна

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_ch._pomozhem_cheburashke.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Романова Татьяна Анатольевна

 Возрастная группа

Дети дошкольного возраста (6-7 лет) с ОВЗ

Форма организации,

количество воспитанников

Подгрупповое занятие, 3 человека

Тема занятия

Звук [Ч']. Буква Ч.

Методы

Словесные, наглядные, практические

Цель занятия

Познакомить со звуком [Ч'], буквой Ч.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

1.  Закреплять навык самостоятельного определения акустической и артикуляционной характеристики звуков.

2. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слогов.

3.Закреплять умение определять количество слогов в словах.

4. Закреплять умение определять место звука в слове. 

5. Совершенствовать навык чтения слогов.

1.Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать тактильные ощущения.

3. Развивать мелкую моторику.

1.Воспитывать интерес к занятию.

2. Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность, отзывчивость.

Оборудование

Игрушка-Чебурашка, Звукознайка, Буквознайка, символы гласных звуков, конфеты с картинками со звуком Ч, картинки со словами разной слоговой структуры, рабочие листы, карандаши, этикетки на подарки, карточки со слогами АЧ, УЧ, коробки для конфет, аудиозапись – детский плач, индивидуальные зеркала.

Технологическая карта занятия.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

I. Организационный момент

  Логопед организует приветствие с детьми.

 Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям)

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Говорим всегда красиво, cмело и неторопливо.

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Громко, ясно говорим,

Никуда мы не спешим!

Дети выполняют задание, слушают правило речи с закрытыми глазами, настраиваются на занятие.

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой.

Постановка цели для детей. Проблемная ситуация

Раздаётся плач (аудиозапись). Дети видят Чебурашку.

Логопед: Ребята, Чебурашка собирается на день рождения к крокодилу Гене, но никак не может собрать подарки, и подписать их. У него не получается определить первый звук в своём имени и он не знает, какую букву написать. Пришёл к нам в детский сад, чтобы попросить вас о помощи.

-Ребята, вы поняли, о чём вас просит Чебурашка, поможем ему? Как?

Дети отвечают на вопросы. Определяют цель занятия.

Постановка цели занятия.

Актуализация знаний.

Логопед: Расскажем Чебурашке, чем отличаются звуки от букв. Помогут нам наши помощники.

- На какие две группы делим все звуки?

- Согласные звуки бывают …

- Мы знаем 6 гласных звуков: …

Дети отвечают на вопросы.

Самостоятельное обобщение ранее изученного.

II Основной этап.

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа.

Развитие речевого слуха, закрепление умения делить слова на слоги.

Ребята, давайте поможем определить, какой первый звук в имени Чебурашка.

Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Посмотрите в зеркала.

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

 Звук Ч – гласный или согласный?

Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Зеленый кружок – обозначение звука Ч.

Игра «Хлопни-топни» (игра выполняется, стоя)

Если услышите в слове звук Ч, то хлопните в ладоши, если звука Ч нет, то потопайте ногами.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

Определение места звука в слове.

Логопед: Чебурашка хочет подарить Гене конфеты, но он просит вас разложить их в три коробки. В первую те, где на картинке на фантике звук Ч стоит в начале слова. Во вторую – где звук Ч в середине. В третью – звук Ч на конце слова.

(чашка, ключ, удочка, мяч, очки, чебурашка, бочка, чайник, бабочка)

Деление слов на слоги (надоске)

Чебурашка просит вас построить для Гены пирамидку, где в нижнем ряду будут картинки, в названии которых 3 слога

средний – 2 слога, верхний – 1 слог

Дети проговаривают артикуляцию звука Ч, рассматривая положение органов артикуляции в индивидуальные зеркала.

Дают характеристику звуку Ч.

 

Дети выполняют предложенные действия.

Дети раскладывают конфеты по коробкам, определяя место звука в слове.

Дети выкладывают пирамидку из картинок, прохлопывая и считая слоги.

Дети самостоятельно дают акустическую и артикуляционную характеристики звука.

Развитие фонематического восприятия.

Закрепление умения находить место звука [ч'] в слове.

Закрепление умения определять количество слогов в словах.

Знакомство с буквой Ч

Посмотрите, как выглядит буква Ч,  как вам кажется, на что она похожа? Давайте посмотрим, как правильно писать букву Ч. Напишите её на спине соседа, в воздухе, на своей ладошке.

Дети рассматривают букву на интерактивной доске, отвечают на вопросы логопеда. «Пишут» букву Ч на спине, ладошке, в воздухе.

Закрепление зрительного образа буквы.

Массаж карандашом.

Прописывание буквы Ч на листочке.

Чтение и анализ слогов АЧ, ОЧ (с помощью прищепок)

Подписывание подарков.

Развитие мелкой моторики

Совершенствование навыка чтения слогов, звуко-буквенного анализа слогов.

 Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

III. Заключительный этап.

Рефлексия.

Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей.

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным. Делают вывод, смогли или нет они помочь Чебурашке

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. Анализ своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Поможем Жучке научиться писать своё имя" (Рабочая тема: "Звук и буква Ж")

Данный конспект будет интересен и полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических и обычных групп, которые ведут обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Можно использовать для отк...

Конспект итогового занятия в средней группе «Поможем чебурашке»

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур. Задачи:Обучающие:- закреплять знания прямого счета в пределах пяти - продолжать учить соотн...

Конспект "Поможем чебурашке"

Конспект "Поможем чебурашке"...