РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ, МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Аннотация
Представлен конспект группового логопедического занятия по развитию артикуляционной, мелкой и крупной моторики дошкольников, имеющих ОНР, в процессе изучения правил дорожного движения.
ОНР –нарушение формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценном слухе. Особенностью ОНР является общность нарушений общей и речевой моторики у детей. Нарушения артикуляционной моторики не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и фонематического восприятия. Это может вызвать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко – слоговой структуры. Могут наблюдаться небольшие ограничения движений рук и ног. Движения детей выглядят неловкими. Следует обратить внимание и на мелкую моторику рук, особенно пальцев : движения пальчиков выглядят замедленно : с трудом переключается с одной позы на другую.
Изучение правил дорожного движения для детей было интересным и познавательным.
Все задачи реализуются через игровые ситуации.
В занятии использовались развивающие задания с применением раздаточного материала, использовалось мультимедийное оборудование. Применялась инновационная технология Речевые кубики: речь плюс. Эта технология направлена на развитие связной речи.
Данная разработка имеет практическую значимость и может быть полезна и интересна для использования в работе педагогов, а также специалистам в процессе обучения детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ, МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Аннотация
Представлен конспект группового логопедического занятия по развитию артикуляционной, мелкой и крупной моторики дошкольников, имеющих ОНР, в процессе изучения правил дорожного движения.
ОНР –нарушение формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценном слухе. Особенностью ОНР является общность нарушений общей и речевой моторики у детей. Нарушения артикуляционной моторики не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и фонематического восприятия. Это может вызвать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко – слоговой структуры. Могут наблюдаться небольшие ограничения движений рук и ног. Движения детей выглядят неловкими. Следует обратить внимание и на мелкую моторику рук, особенно пальцев : движения пальчиков выглядят замедленно : с трудом переключается с одной позы на другую.
Изучение правил дорожного движения для детей было интересным и познавательным.
Все задачи реализуются через игровые ситуации.
В занятии использовались развивающие задания с применением раздаточного материала, использовалось мультимедийное оборудование. Применялась инновационная технология Речевые кубики: речь плюс. Эта технология направлена на развитие связной речи.
Данная разработка имеет практическую значимость и может быть полезна и интересна для использования в работе педагогов, а также специалистам в процессе обучения детей с нарушениями речи.
Тема : «Азбука безопасности. Светофор».
Возраст : 6-7 лет, подготовительная к школе группа.
Цели : повторение правил дорожного движения в ходе выполнения разнообразных игр и упражнений : изучение дорожных знаков : развитие артикуляционной , мелкой , крупной моторики : развитие коммуникации , восприятия , мыслительных процессов, умения слушать и выполнять инструкцию педагога, развитие связной речи.
Оборудование : дидактический материал для проведения игр ( карточка – образец “Светофор” , индивидуальные мини – карточки “Светофор”, набор геометрических фигур ( кругов ) , цифр разных цветов , разрезные карточки – пазлы “Светофор”,” Дорожные знаки”, картинки – пластилиновые раскраск , пластилин, набор для рисования , музыкально – двигательная игра “Светофор” , рули, мультфильм” Мигающие человечки” , жезл, пешеходный переход “зебра”, стихи , свистки , настольная игра – пазл” Дорожные знаки”, разрезная азбука, речевые кубики : речь плюс (красные и желтые кубики).
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Логопед . Правила движения
Сегодня вспоминаем.
Знаки все дорожные
Мы дружно изучаем.
“Зебра”, “Остановка”,
“Стоп!” Туда нельзя.
Светофор нам – красный –
Ждем другой , друзья !
Логопед. Ребята, сегодня мы будем говорить о правилах безопасности, светофоре и дорожных знаках. Какие дорожные знаки вы знаете? Для чего они нам нужны?
II. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Выхожу на перекресток (упражнение «Качели») И смотрю по сторонам, (упражнение «Часики») Мчат машины грузовые, (упражнение «Варенье»)
Легковые тут и там.
Полицейский - постовой (упражнение «Свистим в свисток»)
Подает нам всем сигнал: (упражнение «Трубочка»)
Проезжай, иди и стой -
Путь нам жезлом указал (упражнение «Футбол»)
III. Работа по теме занятия.
1) Просмотр мультфильма на канале youtube «Азбука безопасности.
Смешарики. Мигающие человечки».
Логопед. Ребята, вы узнали главных героев мультфильма? Что они делают?
Какие правила дорожного движения они нарушают? Как надо переходить доpory?
2) Игра «Уроки на дороге», рисуем пластилином.
Детям раздаются цветные картинки с пробелами в изображении. Главные действующие лица - герои мультфильма «Смешарики». Педагог вместе с детьми разбирает изображенные ситуации соблюдения или несоблюдения правил дорожного движения, предлагает закрасить пробелы в изображении с помощью пластилина.
Логопед. Красим пластилином
Мы с тобой картину.
Героям помогаем,
Правила все соблюдаем.
3) Игра «Наша улица». Ребята вместе с педагогом рисуют одну большую тематическую картину.
Логопед. Нарисуем красками
Зебру полосатую,
Светофор зеленый,
Грузовик груженый.
Бабушку и внучку,
Что идут под ручку,
Переходишь улицу -
Пользуйся подсказками -
Знаками дорожными,
Движения указками.
4) Музыкально - двигательная игра «Светофор» на канале outube. Оформляются декорации к игре: «зебра» на полу, рули с изображениями Смешариков, картинка «Светофор» на доске. Педагог надевает полицейскую фуражку и берет жезл в руки. Смотрим видео на экране. Следим за сигналами светофора Красный - хлопаем в ладоши, желтый - шагаем на месте, зеленый - двигаемся по классу с рулем в руке, имитируя поездку автомобиля.
Логопед. Колесики - колесики (хлопки в ладоши)
И красивый руль.
Дворники работают,
Водичка льет, буль - буль.
Включаем зажигание (шагаем на месте)
И левый поворот,
Музыка - на полную,
Поехали, вперед! (движение по классу)
5) Игра с разрезными карточками - пазлами «Светофор», «Дорожные знаки». Детям раздаются разрезные картинки с изображениями светофора, дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Проезд запрещен», «Осторожно дети». Ребята собирают изображения в единую картинку.
Логопед. Белый треугольник,
Зебра, пешеход.
Движенье разрешает
Пешеходный переход.
Красный круг,
Кирпичик в нем,
Здесь проезд
Всем запрещен.
Красный треугольник
Человечки в нем,
Осторожно дети!
Рядом школьный двор!
6) Игра «Красный, желтый, зеленый». Педагог раздает каждому ребенку черно - белую картинку с изображением светофора, набор кругов и цифр от 1 до 3 разного цвета. Варианты заданий:
- Подбери цвета для светофора. Дети из набора разноцветных кругов выбирают нужные - красные, желтые, зеленые.
- Собери светофор. Ребята заполняют черно-белый трафарет соответствующими кругами в нужной последовательности.
3. Подбери цифру. Показывают цифру, соответствующую количеству сигналов в светофоре, расставляют цифры от 1 до 3 в правильной последовательности, начиная с зеленого (красного), соотносят цифру определенного цвета с сигналом.
Логопед. Регулирует движенье
Светофор - надежный друг!
Красный - прояви терпение,
Стой, смотри вокруг.
Желтый - жди мгновения,
Зеленый вспыхнет свет.
Вот верное решение!
Машинам ходу нет.
7. Настольная игра-пазл «Дорожные знаки». Дети должны сопоставить ситуацию на картинке с правильным дорожным знаком.
8. Игра «Слова».
Варианты заданий:
1. «Буквы рассыпались». Составляют слова из разрезной азбуки с заданными буквами: СТЕРВОФО, ДОХЕПЕШ, АЗБЕР.
Логопед. Составляем мы из букв
Новые слова.
Интересный трюк,
Веселая игра.
2. «Первая, последняя буква (звук)». Звуко - буквенный анализ слов, выделение первого (последнего) звука (буквы). Картинки с изображениями высвечиваются на экране: ДОРОГА, АВТОБУС, ОСТАНОВКА, СТОП, ПЕРЕХОД, УЛИЦА.
Логопед. С какого звука начинается (заканчивается) слово? С какой буквы начинается (заканчивается) слово?
3. «Ударение». Педагог произносит слова с неправильным ударением. Дети должны понять ошибку и поставить ударение правильно: мАшина, светОфор, дорогА, трОтуар.
4. «Хлопки». Педагог произносит слово. Дает инструкци: найти заданный звук, определить его место в слове. Если звук вы слышите, то хлопаете в ладоши, если звука в слове нет, то не хлопаете.
Слова со звуком «А»: автобус, дорога, пешеход, постовой, улица, зебра и т.д.
9) Игра «Какой? Какая? Какие?» Логопед предлагает детям подобрать слова-признаки к словам-предметам:
Светофор - разноцветный, красный, зеленый, желтый.
Машина - быстрая, маленькая, грузовая, легковая.
Пешеход - внимательный, осторожный.
Знак - предупреждающий, запрещающий и т.д.
10) Игра «Распредели слова по группам». На экране показывают презентацию.
Ребята должны определить, к какой группе относятся: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Предметы: светофор, машина, зебра, переход, улица, мост, остановка и др. Признаки: красный, пешеходный, автомобильный, уличный, дорожный и др. Действия: перехожу, едет, стоит, мигает, переключается, предупреждает, защищает и др.
11) Игра «Составляем предложения». Дети должны придумать предложения. Варианты заданий:
- «Кто (что)? Что делает?» - предложения из двух слов. Машина едет. Пешеход переходит. Светофор мигает и т.д.
- «Добавляем словечко» - предложения из трех и более слов. Машина едет по дороге. Пешеход переходит улицу. Светофор мигает красным светом и т.д.
12) Игра «Рассказ» Ребятам предлагается составить маленький рассказ по теме занятия с помощью речевых кубиков : речь плюс . Н-р: Это папа. Папа вечером поехал на машине к бабушке … продолжи дальше.
IV. Подведение итогов занятия.
Логопед. Правила движенья изучили,
Много мы узнали нового.
Уличные знаки повторили,
От беды все застрахованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по изучению правил дорожного движения по теме: «Обучим Бабушку Ягу правилам дорожного движения» (для детей 6-7 лет)
Цель и задачи занятия: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении, воспитывать осознанное отношен...
НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы
Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...
Тематический образовательный проект по изучению правил дорожного движения. Тема: «Детям знать положено правила дорожные!»
Описание детско-родительского проекта по изучению правил дорожного движения для детей дошкольного возраста....
Проект по изучению правил дорожного движения "Всем ли знать положено правила дорожные?"
Проект разработан для старшей группы детского сада....
Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения
Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...
Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"
Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...