Игры и упражнения на основе текста в системе коррекции звукопроизношения.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на основе текста в системе коррекции звукопроизношения.

Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляция и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Поэтому ещё до поступления ребёнка в школу необходимо воспитание у него чистого произношения звуков во всех словах согласно нормам орфоэпии русского языка, а также хорошей дикции выразительности речи.

При работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи III уровня, мы сталкиваемся с необходимостью параллельной работы над исправлением звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматизмы в построении фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью. Наряду с несформированностью  этих компонентов компонентов  языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания, памяти, пальчиковой и артикуляционной моторики, словесно-логического мышления. Переходя ко второму этапу работы по формированию правильного звукопроизношения – автоматизации произношения звука в самостоятельной речи детей, когда в коррекционную работу включаются тексты нужно отказаться от простого заучивания и пересказа. Дети с ОНР эти задания выполняют с трудом, поэтому налицо нежелание заниматься этим видом деятельности. Чтобы заинтересовать детей, нужно подбирать и придумывать различные упражнения, которые помогают на основе текста решать коррекционные задачи. В подборе текстов, максимально насыщенных изучаемым звуком, доступных пониманию дошкольников и не объёмных могут помочь книги: Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить» (1,2 части), Т.А.Ткаченко «Фонетические рассказы», А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для детей».

Для дошкольников с ОНР, сложно воспринимающих текст без зрительной  опоры, следует использовать наглядность в виде сюжетной картины, серии сюжетных картин, серии предметных картинок в дополнение к сюжетной картине, а при работе со сказкой – настольный театр. Перед прочтением текста нужно проговаривать с ребёнком несколько слов из него с изучаемым звуком. После прочтения уточнять с помощью вопросов к словам с изучаемым звуком, как ребёнок понял содержание текста. Затем предложить назвать слова из текста с заданным звуком, которые он запомнил, и определить место звука в этих словах, их слоговой состав. Можно предложить ребёнку исправить неправильно произнесённые логопедом слова. Это упражнение направлено на устранение фонетико-фонематической недостаточности и формирование навыков звукослогового анализа, способствует развитию вербального внимания и памяти.

Далее идут лексико-грамматические упражнения: подбор синонимов, антонимов, родственных слов, исправление грамматических неточностей в предложении (пропуск предлога, неверное согласование слов в предложении, восстановление деформированного предложения, подбор подходящего слова в конце предложения). Такие упражнения вызывают у детей повышенный интерес, так как им нравится замечать и исправлять ошибки логопеда.

Для совершенствования навыков связной речи можно использовать задания:

- подбор к названному действию объектов действия и восстановление предложения.

- самостоятельная постановка вопросов по тексту и ответы на них.

Упражнения, способствующие развитию мышления:

- «Что было сначала что потом?», где ребёнку предлагается из двух предложенных фраз определить, какое событие происходило сначала, а какое потом;

-«Что было бы, если….» (изменение персонажа, места действия, время действия).

Упражнения для коррекции просодической стороны речи:

- скажи фразу (из текста) громко, тише, тихо, грустно, радостно, вопросительно;

- передай мимикой, интонацией настроение персонажа в момент произнесения им фразы по тексту или выполнения действия.

Задания для развития пальчиковой моторики:

-  схематическое  зарисовывание последовательности событий в рассказе (сказки);

- после чтения предложения ребёнку предлагается подумать и нарисовать опорную схематичную картинку простым карандашом (на первых порах это может выполнять логопед, а затем ребёнок);

- выкладывание картинки (по тексту) из спичек или счётных палочек. Например: собака, ёжик и т.д.

Таким образом, детально проработав рассказ (сказку), ребёнок усваивает его содержание, логику, смысл и одновременно закрепляет правильное произношение изучаемого звука. Он уже без особого труда может пересказать текст, не искажая его и автоматизируемый звук.

Естественно, что такой объём работы не может быть выполнен на одном занятии. Упражнения распределяются  на 2-3 занятия индивидуально в зависимости от речевых возможностей каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом мнемотаблиц для пересказа текстов на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения Л

Альбом мнемотаблиц для пересказа текстов на индивидуальных занятиях  по коррекции звукопроизношения Л...

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

Игры и упражнения для формирования воздушной струи в процессе коррекции нарушений звукопроизношения

В статье приведены примеры игр и дыхательных упражнений для формирования воздушной струи. Данный материал предназначен для детей, имеющих нарушения речи, а так же родителей и педагогов....

Дидактические игры и упражнения по основам изобразительной деятельности

Дидактические игры и упражнения по основам изобразительной деятельности...