Консультация для воспитателей «Игры и упражнения на основе сказок, как часть НОД в математическом развитии детей»
консультация на тему

Гурьева Лариса Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document.docx410.4 КБ

Предварительный просмотр:

                 Консультация «Игры и упражнения на основе сказок,

                    как часть НОД в математическом развитии детей»

         

                                                                    Подготовила и провела Гурьева Л.Н.

                                                     Январь 2017

Важнейшее средство интеллектуального развития ребенка- изучение математики в детском саду. Практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно- выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжений могут усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленным придет ребенок в школу- имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума,- тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода- школьного детства.

Формируя знания у детей, необходимо заботиться о развитии у них познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, интереса к умственной деятельности.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике.

Дошкольный возраст- возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сказка для ребенка- маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений.

Умело подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. Конечно, сказка есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Но к сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор и интернет, они прочно вошли в нашу жизнь, читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у экрана, а не с книгой в руках.

Народные сказки- это бесценный помощник в обучении детей математике. В любой из них содержатся всевозможные математические ситуации. Например:

Проводится игра «Назови ситуацию».

Сказка «Теремок» …-поможет запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу.

Сказка «Колобок» …-хороша для освоения порядка счета, размера.

Сказка «Три медведя»…- это математическая супер сказка. И посчитать можно, и о размере поговорить.

Сказка «Репка» …- в процессе дети учатся считать, ориентироваться в пространстве, знакомятся с образованием числа, его количественным составом- все это незаметно для себя.

Сказка «Красная шапочка» …- понятия «длинный», «короткий» .

В детском саду работа поставлена так, что сказка присутствует на многих занятиях: развитие речи, рисование, лепка.

Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику необходимо связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка- это его жизнь. Тем более, что во многих случаях математическое начало находится на самой его поверхности.

Давайте вместе с вами вспомним названия сказок, в которых присутствуют числа. Например …

(«Три медведя», «Волк и семеро козлят», « Три поросенка» и другие.)

Сказка, сама по себе имеет огромный развивающий потенциал. Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом- все это «закодировано» в образах сказки.

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок.

Ребенку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. На НОД по Ф.Э.М.П. фольклорный материал (считалка, загадка, персонаж сказки, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Педагог должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование устного народного творчества так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Присутствие сказочного героя на занятии придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить. Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем. Своим конкретным содержанием задачи со сказочным сюжетом способствует формированию более глубоких и ясных представлениях о числах и смысле производимых над ними действий.

Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве…», как дети затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет развивает воображение, а это есть почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего художника, ученого, изобретателя.

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

Задания могут подбираться в соответствии с программными задачами конкретного занятия. Они должны быть доступными детям, не требующими наблюдательности, знаний, анализах ситуации, размышлений. Такие занятия вызывают интерес к математике и помогают дошкольникам в игровой форме усвоить элементарные математические представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития слогового анализа"

В данном файле представлены игры и игровые упражнения для развития слогового анализа....

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 – 7 лет»

Данная консультация адресована воспитателям, в ней описываются игры развивающие творческое воображение дошкольников....

консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития словарного запаса".

В данном материале представлены разноообразные игры и упражнения для развития лексики ребёнка....

Консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития внимания и памяти"

Консультация для воспитателей старших групп "Игры и упражнения для развития внимания и памяти"...

Консультация для воспитателей Игры и упражнения для развития интеллектуально - познавательной сферы дошкольника

Процесс формирования интеллектуально-познавательной деятельности не должен быть ограничен какими-то рамками. Следует помнить, что внутренний мир ребенка – это не только знания, конкретные предст...

Консультация для воспитателей Игры и упражнения для развития интеллектуально - познавательной сферы дошкольника

laquo;Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. Построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка происходит на основе сказочных сюжет...