ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Федоряченко Наталья Николаевна
Правильное произношение звуков родного языка – одно из важнейших условий для полноценного развития дошкольников. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к школьной неуспеваемости по многим дисциплинам. Отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии А.Н.Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е.Левина, М.Ф. Фомичёва и другие подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с ОНР. Цель и задачи работы по коррекции звукопроизношения Цель: Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Задачи. 1. Развивать умение узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии. 2.Формировать навык отличать нормированное произнесение от ненормированного. 3. Научить осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков. 3. Использовать звук во всех видах речи. Ожидаемый результат: - Ребёнок сможет произносить все звуки русского языка в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами. - Умело пользоваться исправленной речью в практической жизни. - Улучшит эмоциональное состояние, повысит самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федоряченко Н.Н. МАДОУ №22 «Родничок» г. Долгопрудный

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

СОДЕРЖАНИЕ.

 

  1. Введение………………………………….……………………………………… 2
  2. Цель и работы по коррекции звукопроизношения……………..………….… 2
  3. Этапы коррекции ……………………………………………………….. 2
  4. Подготовительный этап……………………………………………………… 2
  5. Этап формирования произносительных навыков…………………….…….3
  6. Этап формирования коммуникативных навыков……………………….…….11
  7. Игры, на логопедических занятиях…………………………………….…12
  8. Динамика коррекции звукопроизношения с применением данной технологии……..……...16
  9. Список использованной литературы и источников…………………………………………....17

 

                                                   

                                                         ВВЕДЕНИЕ.

 

Правильное произношение звуков родного языка – одно из важнейших условий для полноценного развития дошкольников. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к школьной неуспеваемости по многим дисциплинам.

Отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии А.Н.Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е.Левина, М.Ф. Фомичёва и другие подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с ОНР.

Цель и задачи работы по коррекции звукопроизношения 

Цель: Формирование умений и навыков правильного воспроизведения      звуков речи. 
Задачи.
1. Развивать умение узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии.
2.Формировать навык отличать нормированное произнесение от   ненормированного.
3. Научить осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.
3. Использовать звук  во всех видах речи.

Ожидаемый результат:
- Ребёнок сможет произносить все звуки русского языка в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами. 
- Умело пользоваться исправленной речью в практической жизни.
- Улучшит эмоциональное состояние, повысит самооценку.

                                     Этапы коррекции звукопроизношения 

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.

1. Подготовительный этап. 

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализаторов к правильному произношению и воспроизведению звука.
Задачи:
1.  Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

Требования к гимнастике: 
Кратковременность - 2-3 минуты, но многократно.
Опора на различные анализаторы.
Упражнения выполняются легко и без утруждения.
Последовательность от статических к динамическим упражнениям.
Если артикуляционная схема не сформирована совсем, тогда используют пассивную, пассивно-активную гимнастику. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике, производимой по инструкции логопеда .

 1. 2. Развитие речевого дыхания:
                                                      Требования:

1.Научить ребенка диафрагмальному дыханию, уметь осуществлять ротовой и носовой выдох, привлечь зрительную опору (зеркало). Сила и длительность выдоха, умение осуществлять форсированный (резкий и сильный) и фиксированный (длительный и плавный) выдох, направление выдоха. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи, умение осуществлять длительное произношение согласных. Дыхательные движения должны выполняться легко и непринужденно. 
Статические упражнения - без отклонений конфигурации - принятие, удержание, подсчет.
Динамические упражнения - выполняются в полном объеме с постепенным нарастанием темпа.

2. Уточнение артикуляции опорных звуков:
В зависимости от нарушения могут быть разные опорные звуки. Важным для логопедии является понятие опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия:

1) Дифференциация не речевых звуков;
2) развитие умения различать высоту,
3) силу и тембр голоса на одинаковом речевом материале;
4) дифференциация слов близких по звучанию;
5) различение слогов;
6) соотношение звука с образом не речевого;
7) развитие элементарных навыков звукового анализа.

4. Развитие мелкой моторики

  1. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. 2.1. Постановка звука. 

Выделяются 3 способа постановки звука по подражанию (имитативный), механический и смешанный.
Цель: научить правильно произносить изолированный звук.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам.

Первый способ - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха, или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки.

Второй способ - с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится, помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

Третий способ - смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

ОПОРНЫЕ ЗВУКИ. 

Нарушенные звуки

Опорные звуки

Звуки, сходные по месту образования

Звуки, одинаковые по способу образования

Гласные звуки

[с]

-

[ф]

[и]

[ш]

[т], [р]

[с]

-

[р]

[ж], [д], [з]

-

-

[л]

[д]

-

[ы]

[к]

-

[т]

-

[г]

-

[д]

-

[х]

-

[с]

-

[j]

-

[з’]

-

 Приемы постановки звуков

Звук «С»

1.По подражанию.

2.Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с].

3.Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы, ребёнок произносит «та-та-та» = «са-са-са».

Звук «Ш»

1.По подражанию.

2.Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхние зубы, ребёнок произносит «са-са-са» = «ша-ша-ша».

Звук «Р»

1.От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др».

2.От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колёс) = «тр-др».

3.От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр».

4.Постановка в 2 этапа:

фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за», «да»;

2) механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра».

           

       Звук «Л»

1.По подражанию.

2.От межзубного произнесения [а] или [ы]. Звуки «К», «Г», «Х», «Й» 1.По подражанию.

2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и

продвигая его спинку назад: [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»;

[х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-jа».

Звук «Ц»

1.По подражанию.

2.От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп.

Звук «Ч»

1.По подражанию.

2.От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп.

                                                Особенности подготовительного этапа. 

 Основные задачи подготовительного этапа:

- общепедагогическая - включает в себя установление доверительных отношений между логопедом и ребёнком; целенаправленную подготовку к занятию, включающую в себя сознательное желание исправить звуки;

- коррекционная задача включает в себя:

-развитие     слухоречевого внимания;

 - выработку правильных артикуляционных укладов;

 -выработку правильного речевого дыхания;

- развитие интонационной выразительности речи;

-сочетание коррекции произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;

 обогащение и активизация словарного запаса детей;

развитие познавательных универсальных учебных действий (путём формирования познавательных процессов);

развитие коммуникативных универсальных учебных действий (путём стимулирования речевой активности детей, развития речевого общения).

Разнообразие заданий, используемых в вводной части занятия, способствует также коррекции и развитию психофизических функций, координации у детей, формированию умения выражать эмоции и чувства. Творческое использование данных заданий приведёт не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному личностному развитию ребёнка.

                                                   Последовательность работы над звуками

 Существует определённая последовательность введения звуков в речь. Сначала ставятся «простые звуки»: А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь). После того, как данные звуки появились в самостоятельной речи ребёнка, начинается работа над: Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц. Следующим этапом вводятся звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль).

И только в самом конце ставится звук Р (Рь).

Данная последовательность обусловлена готовностью артикуляционного аппарата к определённому звуку.

                                   Артикуляционная гимнастика 

Артикуляционная гимнастика – это один из самых эффективных способов, помогающих преодолеть речевые нарушения у детей. Основная цель логопедических упражнений – выработать у малышей полноценные движения и определенное положение речевых органов, научить дошкольников преобразованию простейших артикуляционных движений в более сложные для верного произношения каждого конкретного звука и слова.

Данные упражнения направлены на подготовку артикуляционного аппарата ребёнка к правильному произношению звуков родного языка. На этом этапе особенно важно формирование устойчивых артикуляционных умений  и навыков: овладение основными артикуляционными движениями достаточной силы, плавным и точным их выполнением, способностью к удержанию положения и плавной переключаемости движений.

Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Для этого логопед работает с:

  1. языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность, растянуть подъязычную связку, научить удерживать язык в широком и узком положениях, в форме чашечки);
  2. губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость, научить удерживать в конкретной позиции);
  3. щеками (задача – упрочнить мускулатуру, развить координацию движений);
  4. нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и опускание верхней челюсти, достичь подвижности мягкого нёба);
  5. нижней челюстью (задача – развить гибкость и маневренность).

 Комплекс упражнений для звуков Ш, Ж, Ч, Щ

1.«Улыбка – трубочка». Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Выполнять чередование 10 сек.

2. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

                      3. «Лопатка». Рот открыт, широкий расслабленный язык

4. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

5. «Грибок». Улыбнуться, широко открыть рот, язык присосать к небу, чтобы подъязычная связка была натянута. Потом щелкнуть.

6. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

7. «Фокус». Дуем с «чашечки» вверх, на нос.

8. «Вкусное варенье». «Чашечкой» облизываем верхнюю губу снизу вверх.

Комплекс упражнений для звуков С, З, Ц

1.«Улыбка – трубочка». Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Выполнять чередование 10 сек.

«Заборчик»-Если наши губки улыбаются, посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,значит, можем мы играть на дудочке.

2. «Окошко». Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать 5-10 сек.

3. «Кружок». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

4. «Наказать непослушный язык». Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па».

Комплекс упражнений для звука Л

1.«Улыбка – трубочка». Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Выполнять чередование 10 сек.

Если наши губки улыбаются, посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,значит, можем мы играть на дудочке.

2. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Чашкой» вверх и «горкой» вниз гнется мой язык – артист!

3. «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 сек.

Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотри, к зубкам верхним изнутри.

4. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Влево - вправо кончик ходит,будто места не находит.

5. «Самолёт». Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы».

5. «Покусаем язык». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад.

6. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

7. «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

8. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Комплекс упражнений для звука Р.

«Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).  Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 

 «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

 «Грибок» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться.

 «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 

«Чистим зубки» Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр»  Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть

«Барабан» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 

 

                                    Дыхательные упражнения

В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыхания. Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

                      Упражнения для развития речевого дыхания

«Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

 «Подуть через трубочку».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.
 
«Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 «Сдуть снежинку».
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

 «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Вырастим большими».
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

«Дровосек».
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

«Гуси шипят».
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Косарь».
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

«Пилим дрова».
Упражнение выполняется парами.
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно  сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

«Паровоз».
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

«Надуй шар».
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

«Спускай воздух».
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

«Подуй на свечку».
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

 

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки . На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков  

На занятиях используются не отдельные слова, а тексты, используются упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Случаи сложных или комбинированных функциональных нарушений речи требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.

 

Перечень методик коммуникативного развития.

Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова)

Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс)

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова)

Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)

«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)

«Капитан корабля» (П. Экблад)

Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)

Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко)

Методика «Маска» (А.М.Щетинина)

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина)

Методика «Выбор в действии» (Я.Л.Коломенский)

 

Игры на логопедических занятиях

В коррекционной работе, необходимо широко использовать игры. При этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры  необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также какотдых. Ребёнок,увлекаясь игрой,стараясь,как  можно  лучше  соблюсти  её  условия,  не  замечает,  что  его  учат. А это значит, что процесс овладения речью будет протекать активнее, быстрее. 

Игры на логопедических занятиях.

1 Волшебные кубики»

Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие.

2 «Пирамидка»

Цель – закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
Материал – пирамидка, картинки знакомых детям предметов.

 «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове

            Цель- закреплять умение находить место звука в слове.

 «Собери бусы» - для развития мелкой моторики пальцев рук.

           Цель- развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 Игры для автоматизации звуков в слогах

Цель игр: сделать процесс автоматизации звуков в слогах уникальным и интересным.

Варианты заданий: (от 5-6лет)

-"Шагать пальчиками" по слоговой дорожке, четко проговаривая изучаемый звук;

-Читать слоги, попутно закрывая их фишками, затем вспомнить местоположение слогов. -Например, вспомнить имена цыплят;

-Посчитать, сколько раз повторяется слог;

-Запомнить и повторить ряд слогов;

-Придумать слова с данными слогами;

-Слоги можно произносить с разной интонацией, менять темп прочтения;

-Придумать историю о герое картинки.

4«Цепочка слов»

«Цель»: автоматизация звуков в словах, формирование звукового анализа и синтеза слов.

Варианты игры:

1. Ребёнку предлагается послушать несколько слов, запомнить их и повторить в той же последовательности (количество слов зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
При затруднениях к каждому слову подбирается соответствующая картинка (количество картинок зависит от индивидуальных возможностей ребёнка):

5 Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

- «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
- «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

6 Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.

-«С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
- «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
- «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.

7 Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

-«Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
- «Мяч бросаю, диких животных называю».
- «Мяч передаю, деревья назову».

8 Игры для закрепления правильного звукопроизношения  «Лабиринты»

Динамика коррекции звукопроизношения с использованием данной̆ технологии.

При проведении данных пробы оценивание происходило по 3  критериям:

Высокий уровень – произношение чёткое и правильное. (3 балла)

Средний уровень – нарушено произношение 1-2 групп .(2 балла)

Низкий уровень –нарушено произношение 3-4 групп звуков. (1 балл)

2020\21 уч. год

Фамилия, имя ребенка

звукопроизношение

начало обучения

конец обучения

1

А Никита

1

2

2

Б Алиса

1

3

3

К Вероника

1

2

4

К Алиса

1

2

5

Д Варя

1

2

6

М Анна

1

2

7

Н Лиза

1

2

8

Р Настя

1

2

9

П Лиза

1

2

10

С Артем

1

3

11

С Кирилл

3

3

12

Т Амина

1

2

13

У Лия

2

3

14

Ф Руслан

1

2

высокий уровень

1(7,1%)

4(28,5%)

средний уровень

1(7,1%)

10(71,5%)

ниже среднего уровня

12 (85,7%)

0

021-2022 уч.г.

Фамилия, имя ребенка

звукопроизношение

начало обучения

конец обучения

1

А Никита

2

3

2

Б Алиса

3

3

3

К Вероника

2

3

4

К Алиса

2

3

5

Д Варя

2

3

6

М Анна

2

3

7

Н Лиза

2

3

8

Р Настя

2

3

9

П Лиза

2

3

10

С Артем

3

3

11

С Кирилл

3

3

12

Т Амина

2

2

13

У Лия

3

3

14

Ф Руслан

2

2

высокий уровень

4(28,5%)

12(85,7%)

средний уровень

10(71,5%)

2(14,3%)

ниже среднего уровня

0

0

 

Результаты обследования заносились в индивидуальную речевую карту ребёнка, и в сводную таблицу мониторинга уровня развития речи детей на начало и конец года.

Динамика коррекции звукопроизношения с использованием данной технологии представлена в диаграмме:

Список использованной литературы.

 

  1. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И. И. Ермакова. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.». - 1996.-143 с.
  2. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.

3.Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989. – 223 с.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» 

Логопедические технологии формирования и обследования произносительной стороны речи

  • Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999г.
  • Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.-М,1994 г.
  • Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-С-П.2000.
  • Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — СП. 1998
  • Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.1991.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М,1988.
  • Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.1996.
  • Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с ТНР.-М, 1984.
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
  • Рождественская В., Радина Е. Воспитание правильной речи.-М. 1968 г.
  • Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994г.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.
  • Резниченко Т.Б. Ларина О.Д. Говорим правильно (альбомы) – М, 2003 г.
  • Скворцова И.В. Трудные звуки. – М., 2002 г.

Страница  из  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация учителя-логопеда для педагогов: "Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у детей"

Сегодня в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии». Существуют разные взгляды на раскрытие его значения.Технология - это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо...

Педагогический проект КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ

Предлагаемый педагогический проект показвает , что использование отдельных приемов технологии ТРИЗ - РТВ позволит оказать помощь детям с ЗПР при автоматизации звуков.. В проекте подобраны игры с элеме...

Логопедический проект «Коррекция звукопроизношения у детей с ТНР с использованием элементов технологии ТРИЗ – РТВ»

Использование отдельных приемов технологии ТРИЗ - РТВ позволит оказать помощь детям с ТНР по коррекции звукопроизношения....

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практический  опыт работы учителя-логопеда. Адаптированные к применению в условиях детского сада здоровьесберегающие и инновационные методы и  методы и приемы оптимизируют работу логопеда по...

«Система работы по коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями с применением компьютерных технологий»

Одним из актуальных направлений внедрения компьютерных технологий в образовательный и коррекционно-развивающий процесс  являются интерактивные мультимедийные технологии.Задачи:· Разработка...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...