Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. в ДОУ.
консультация по логопедии

Каримова Елена Абдрашитовна

Ритмичное и равномерное дыхание - это залог сбалансированного насыщения мозга кислородом, что в свою очередь, способствует развитию навыков самоконтроля, активизирует общую умственную деятельность и нормализует эмоциональный фон.
 Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей — верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем. Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение.

Правильное носовое дыхание — это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом
Так же дыхательные упражнения укрепляют органы речевого аппарата и нормализуют правильное произношение на выдохе.

Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4-х лет. Комплексы можно выполнять на утренней гимнастике, физкультурном занятии, физкультминутках, на прогулках при температуре выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Освоение комплекса необходимо начинать с трех первых упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Уделять внимание активному вдоху носом и пассивному выдоху ртом. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению. Легче начинать по 4 вдохов – движений (4 серии, т.е. 16 движений вдохов), отдыхая 3-5 секунд после каждых 4 вдохов – движений. Если появляется выраженное головокружение, то гимнастику надо делать сидя, с перерывами до 5-10 секунд.

С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой, является одной из лучших, полюбившихся педагогам, родителям и детям. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._dyhatelnaya_gimnastika_po_strelnikovoy_a.n.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. в ДОУ.

Консультация  для специалистов и воспитателей в ДОУ.

 Подготовила: учитель логопед Каримова Елена Абдрашитовна.

Ритмичное и равномерное дыхание - это залог сбалансированного насыщения мозга кислородом, что в свою очередь, способствует развитию навыков самоконтроля, активизирует общую умственную деятельность и нормализует эмоциональный фон.
Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей — верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем. Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение.

Правильное носовое дыхание — это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом
Так же дыхательные упражнения укрепляют органы речевого аппарата и нормализуют правильное произношение на выдохе.

Важно: дыхательная гимнастика является хорошей тренировкой речевого аппарата и показана детям, страдающим речевыми нарушениями, например, заиканием. Умение правильно дышать помогает расслабить речевые центры и благоприятно сказывается на речи ребенка. У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний.

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме.

Выполняя упражнения на развитие дыхания по методу А.Н.Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила: – делать активный короткий вдох носом; – выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот; – вдох делать одновременно с движением; – все вдохи-движения выполнять в темпе марша; – считать мысленно, про себя (счёт в данной гимнастике идёт по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно – игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать точную технику выполнения дыхательных упражнений, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Перед проведением дыхательной гимнастики взрослому рекомендуется попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко выполняют их по наглядному показу.

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку. Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Дыхательная гимнастики А.Н.Стрельниковой с детьми дошкольного возраста  – универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Её можно делать дома и на улице, стоя, сидя, лёжа, всю сразу и по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна. Для выполнения гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, лёгкость во всем теле, прекрасное настроение, то есть в минимальный срок – максимальный результат, а это необходимо современному человеку при нашем образе жизни. Пародоксальная дыхательная гимнастика даёт большой положительный результат в укреплении здоровья детей, активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс), вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, возрастает потребление кислорода. Выполняя упражнения, одновременно с коротким шумным вдохом и пассивным выдохом достигается тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями. Эти упражнения раздражают обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Этим и обеспечивается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Воспитатели могут проводить её на прогулке в тёплое время года, во время разных режимных моментов, в виде физкультминуток на занятиях в группах, в конце физкультурного занятия, на музыкальных занятиях и в свободное время. Стрельниковская дыхательная гимнастика помогает детям преодолевать тяжелые речевые нарушения. Учителя-логопеды могут использовать её на индивидуальных и подгрупповых занятиях в сочетании со специальными звуковыми упражнениями, что позволяет успешно корректировать речевое дыхание, звучность речи.  Дыхательная гимнастика используется и в работе педагогом – психологом, как один из возможных методов двигательной коррекции, значительно способствующей достижению положительной динамики в развитии ребенка, как в норме, так и с задержкой психического развития.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми должны учитываться следующие рекомендации:

 1. Педагоги и родители предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения.

2. Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.

3. Перед выполнением гимнастики обязательно прочистить нос.

4. Одежда детей должна быть свободной, без стягивающих предметов одежды (пояс, тугой воротник).

5. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста. Но начинать надо с упрощенной формы выполнения с постепенным усложнением.

6. Комплексы необходимо чередовать в течение двух недель, можно варьировать. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4-х лет. Комплексы можно выполнять на утренней гимнастике, физкультурном занятии, физкультминутках, на прогулках при температуре выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Освоение комплекса необходимо начинать с трех первых упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Уделять внимание активному вдоху носом и пассивному выдоху ртом. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению. Легче начинать по 4 вдохов – движений (4 серии, т.е. 16 движений вдохов), отдыхая 3-5 секунд после каждых 4 вдохов – движений. Если появляется выраженное головокружение, то гимнастику надо делать сидя, с перерывами до 5-10 секунд.

Упражнение — Ладушки

Дети становятся напротив преподавателя. Руки складываются в локтях ладошками наружу. От тела должны разделяться на расстоянии 2-3 см. Следующим действием происходит вдох, а ладони сжимаются в кулаки. Сила должна быть нормальной. Это очень важно для внутренних процессов. Выдох происходит в свободной форме, через рот или нос, не важно. Кулаки разжимаются.

Гимнастика осуществляется в свободной форме. Воздух должен активно циркулировать по организму. После 4-6 полных оборотов упражнения наступает небольшая передышка. Она сопровождается до 15 секунд. Затем все повторяется. Для дошкольников необходимо проводить не меньше 100 оборотов. То есть, 100 вдохов и 100 выдохов. После двух-трех дней можно увеличивать до 10-12 оборотов и 10 секунд отдыха. Для лежачих больных все проводиться также, только в кроватях. А в сидячем положении главное это держать спину прямо.

Упражнение — Погончик

Это упражнение начинается с правильной расстановки детей в помещении. Им придется выполнять действия руками, поэтому они могут задеть друг друга. Далее все действия осуществляются после вдоха или выдоха. Вначале необходимо встать и расслабить тело. Потом совершается стремительный вдох. Руки устанавливаются на уровень пояса. Во время выдоха они опускаются вниз, на исходную позицию. Кстати, лучше если их сжать в кулаки и упереть в бока. Но не сильно. Тогда дыхательная гимнастика сопровождается еще и развитием мелкой моторики.

Серия для новичков начинается от 8-12 подходов и сопровождается небольшим отдыхом в 15-20 секунд. Очень эффективно при искривлениях позвоночника или эпилептических припадках. Но их выполнение необходимо согласовать с лечащим врачом. Выполняются только стоя.

Упражнение — Работа с насосом

Все начинается в выставления ног на ширину плеч. Далее необходимо немного наклониться вперед так, чтобы плечи были немного сутулены. Руки опускаются параллельно телу. Голова немного наклонена вниз, но не сильно. Если требуется, то можно упереться попой в стену.

На выдох тело упускается вниз на 20-30 см. Наклон должен быть таким, будто стараетесь поймать медленно спускающееся перо. На вдох тело поднимается обратно. В общем, упражнение должно напоминать накачивание велосипедного колеса с помощью насоса. Данное упражнение эффективно позволяет справиться с бронхитом или сильным кашлем. Выполняется 10х10, пока не количество не достигнет 100 раз. После группы повторений осуществляется 5 секундный перерыв

Упражнение — Обнимашки

Начинается с выбора исходного положения. Выполняется, как сидя, так и стоя. Руки ставятся перед собой, согнутыми в локтевом суставе. На вдох ребенок обнимает себя. На выход возвращается в исходное положение. Процесс обнимания чередуется сменой рук, находящихся сверху. Вдох осуществляется резко, выдох – плавно.

Дыхание в этом упражнении лучше чередовать. Вначале можно через нос, потом рот. Возврат в первоначальное положение осуществляется спокойно и без суеты. Развитие моторики и реакции будет сопровождаться с гимнастикой.

Упражнение — Кошка

Это упражнение может очень сильно заинтересовать детей. Особенно в маленьком возрасте. Все дело заключается в том, что оно напоминает небольшой танец. Ноги выставляются на ширину плеч. Спина выпрямляется, руки опускаются вниз. На вдох осуществляется небольшое приседание и поворот тела вправо. Выдох возвращает на исходную позицию. Следующий вдох происходит уже влево.

Упражнение повторяется 50 раз. Через каждые 6-8 происходит отдых в течение 10-15 секунд. Чтобы у детей вызвать дополнительный интерес, их выстраивают вкруг. Сильно помогает при лечении заболеваний сердца и сосудов. Также не редкостью отмечается улучшение состояния при аденоидах.

Упражнение — Повороты головы

Самое простое упражнение. Заключается в обычных поворотах головы и последовательном дыхании. Оно осуществляется спокойно и без резкостей. Кстати, в этом упражнение, получается, эффективно чередовать дыхание через нос или рот. Стандартное число повторений сопровождается периодическим отдыхом.

 И так мы можем сделать вывод:

С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой, является одной из лучших, полюбившихся педагогам, родителям и детям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Материал для для педагогов и родителей. Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой направлен на оздоровление детей....

Консультация для родителей.Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой.

Консультация для родителей содержит описание некоторых упражнений гимнастики А.Стрельниковой, значения  и оздоровительного эффекта. А так же содержит ссылу на литературу....

Картотека дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

Упражнения по дыхательной гимнастике могут включаться в утреннюю гимнастику, динамические паузы, выполнятся после дневного сна. Исключено время после еды и за 20 минут до сна. Проводить гимнастику нуж...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»

В данной консультации раскрыта польза дыхательной гимнастики и даны некоторые упражнения, которые можно дома провести с ребёнком....

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой" (проект март 2016)

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для занятий дома по Стрельнкиовой....

Отчет по самообразованию по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого чело...