Проект «Веселая артикуляционная гимнастика» в старшей и подготовительной логопедической группе Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ерко Татьяна Юрьевна

Цели и задачи.

Цели проекта:

  • сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
  • сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Гипотеза:

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Задачи проекта:

1.В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением.

2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.

3.Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Предполагаемые результаты.

- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные  упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sentyabr_noyabr.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»

в старшей и подготовительной логопедической группе

Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».

Автор проекта: Учитель-логопед  Ерко Татьяна Юрьевна

Время проведения проекта: среднесрочный проект со 2 сентября - 29 ноября 2019г Цели и задачи.

Цели проекта: 

  • сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
  • сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Гипотеза:

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Задачи проекта:

1.В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением.

2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.

3.Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Предполагаемые результаты.

- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные  упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Актуальность проблемы.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений  артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.

Этапы реализации :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Содержание и структура проекта.

1 этап: подготовительный.

Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

1 Работа с родителями:

1. Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного  звукопроизношения».

2. Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?».

3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

4. Создание  буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков»

5 Задание родителям  подобрать картинки для знакомства с артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки.

2 Работа с педагогами:

1. Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей»

2. Изучение основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов упражнений для правильного произнесения  конкретных групп звуков».

3. Составление сборника артикуляционных сказок

4. Изготовление «книжек – самоделок» по артикуляционной гимнастике

5. Изготовление  дидактического  материала  для проведения артикуляционной гимнастики.

6 Изготовление картотеки артикуляционных упражнений

3 Работа с детьми: 

1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.

2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.

3.Использование артикуляционных кукол «Лягушка», «Утенок», «Змейка» для изучения артикуляционных упражнений

4 Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»

5. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками.

6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями

7. Изготовление артикуляционных кубиков

8 Просмотр презентаций по артикуляционной гимнастике

3 этап: заключительный.

Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта  работы по проекту и его представление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

Проект "Веселая артикуляционная гимнастика"

Проект "Веселая артикуляционная гимнастика" для детей с нарушениями речи....

Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного т...

Мини - проект в подготовительной логопедической группе Тема: «Животные вокруг нас»

Мини – проект  состоит из 2 частей:1)     Вводная частьТема: « Животные вокруг нас» (в форме игры - путешествие)2)     Основная частьТема:  «Дикие жив...

Формирование компетентностей в подготовительной логопедической группе Тема проекта: «Перелетные птицы»

Систематизировать знания детей о перелетных птицах, местах обитания, питании.   Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе, развивать память, ...

Презентация на тему "Веселая артикуляционная гимнастика"

quot;Посмотри и повтори" - артикуляционная гимнастика для детей и их родителей....