Лэпбук , как средсство коррекции речевогоразвития.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Антонина Сергеевна Красноружская

Рекомендации по использованию Лэпбуков в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lep.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук – как форма коррекции речевого развития.

Современная система дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогам. Образовательный стандарт подразумевает, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и  владеть новейшими образовательными технологиями.  Перед  современным учителем-логопедом стоит важная задача по поиску и внедрению  новых подходов, идей, форм и методов в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

  В переводе с английского (lapbook, lap – колени, book – книга). 

Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук – объединяет в себе  игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Работа логопеда – трудоемкая и кропотливая, часто сопровождается сопутствующей работой по формированию мыслительных процессов, памяти, внимания и тп. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

  • пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
  • ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • формировать грамматические категории;
  • развивать связную речь;
  • формировать психологическую базу речи;
  • совершенствовать мелкую моторику.

В своей работе мы используем лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. Лэпбуки созданные совместно с детьми приносят больше пользы, чем любые готовые книги и игры.

    Технология лэпбука позволяет не только логопеду взаимодействовать с ребенком, но и активно привлекать родителей  к отработке звуков.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

         С младшими дошкольниками удобно использовать лэпбуки, созданные педагогом. А вот старших дошкольников можно и нужно привлекать к созданию собственных лэпбуков. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

При создании лэпбука мы придерживались следующих критериев (с учетом требований ФГОС)

1. Доступность - информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку.

2. Прочность - учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность - лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативность - желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Самостоятельность - его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

Традиционно материал в лэпбуках организуется с помощью кармашков, окошек, дверок, гармошек, вращающихся деталей, высовывающихся деталей, тегов, пазлов и тп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЛЭПбук – средство коррекции речи»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Многие уже начали изучать и использовать в своей работе соверше...

Краткое представление методического пособия «Логопедический лэпбук» по формированию и коррекции слоговой структуры слова «Каравай-каравай…»

Использование сюрпризных моментов, игровых форм, увлекательных заданий и упражнений процесс обучения и научения превращает в интересную игру. Такую, как «Каравай-каравай»&helli...

Лэпбук как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Лэпбук (в переводе с английского "книга на коленях") представляет собой одну из разновидностей метода проекта и является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и ...

Лэпбук для коррекции психоэмоционального состояния детей "Регулятор настроения"

Лэпбук используется с целью коррекции психоэмоционального состояния воспитанников. Работа с ним позволяет самостоятельно скорректировать настроение. Лэпбук и его составные части мобильны, и могут прим...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

Методическая разработка: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...

"особенности речевогоразвития"

Консультация для педагогов....