Консультация для родителей "Почему ребенок не говорит"
консультация (младшая группа)

В данной консультации говорится о возможных причинах позднего речевого развития и показаны возможные варианты домашних игр и заданий для активизации речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenok_molchit.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребенок молчит?

Малышу исполнилось 3 года, но он молчит.

В активе у ребенка с десяток аморфных слов, речь носит лепетный характер. Он не может ответить на вопрос: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Кажется, что он просто  не хочет общаться!

Куда уж тут до соответствия возрастной норме в 1000-1500 слов! Может только лепетать: «мама, папа, би-би, кися, ав-ав,  ням-ням», не говоря уже о том, что к этому возрасту должна присутствовать фразовая речь из 2 и более слов.

Рассмотрим на примерах варианты аномального коммуникативного развития:

  1. По уровню развития ребенок отстает от своих сверстников. Ребенок мычит, показывает пальцем если что-то нужно.
    называя одним словом разные предметы, например: «фетя» – это и конфета, и бабушка Света, и светильник.
  2. Был момент, когда речь появилась, ребенок говорил слова и даже короткую фразу, затем что-то случилось, произошло «затухание» – ребенок замолчал.
  3. Бывает и такое, что вроде бы и словарь приближается к норме, но малыш переставляет слоги в словах, нарушает рисунок слова: вместо молоко-макало, и т.п.
  4. Ребенок слова говорит, но его речь похожа на речь иностранца – слова не согласованы между собой, например: дай кукла, моя папа, моя яблока.

Особенно должно насторожить родителей позднее появление первых слов (после 2-4 лет). Это характерно для детей с тяжелым нарушением речи, слуха, интеллекта, речевого негативизма.

Поэтому крайне важно не ждать, когда  ребенок сам заговорит, или пойдет в детский сад и там, по мнению родителей, его научат говорить педагоги,  или он  наверстает упущенное, находясь в детском коллективе.

     В первую очередь надо показать ребенка специалистам:

Обследовать слух, проконсультироваться с психологом, пройти обследование у невролога. Такое комплексное обследование поможет

вовремя выявить проблему, найти причину и  устранить ее. Данные обследования и заключения помогут правильно провести диагностику и определить что же у ребенка – темповая задержка речи (ЗРР), Общее недоразвитие речи (ОНР), или алалия.  И еще,  очень важно выполнять рекомендации врачей. Если  необходимо медикаментозное лечение, массаж, лечебная гимнастика, то не слушая бабушек и соседок, выполняйте назначения и наблюдайте за своим ребенком. Если  есть большие сомнения в правильности рекомендуемого лечения,  пройдите дополнительное обследование у другого специалиста.

ПРИЧИНАМИ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) МОЖЕТ БЫТЬ:
✅Неврологические и сенсомоторные проблемы. Патология беременности, родов,  другие нарушения.

✅Социальные проблемы. Педагогическая запущенность. Гиперопека. Недостаточность общения с ребенком: У «неговорящих» родителей и дети неговорящие.

✅Начиная с года, родители должны уметь в игровой форме направлять развитие речи по правильному пути.

✅С логопедом начинать стимульные занятия по формированию и запуску  речи эффективно с 2,5 лет.

Это не значит, что до 2,5лет мама и папа должны сидеть и ждать, когда ребенок заговорит. Стимулирование, вызывание речи у ребенка начинаем с раннего возраста! Активно общаемся, агукаем, озвучиваем все наши действия и манипуляции с ребенком и то, что находится  в поле его зрения. Поем песенки, баюкаем, играем в ладушки и другие потешки. Особенно важно играть вместе с ребенком и озвучивать процесс игры.

Такие  занятия стимулируют моторное, сенсорное, речевое развитие.

Активно используйте природный материал: камешки, желуди, шишки, каштаны; их можно катать в руках, ходить босиком,  выкладывать картинки. Разложили камешки, это берег, ракушки-это дно озера или реки. Запустили туда вырезанных или игрушечных рыбок. Рассказали про обитателей водоема, загадали загадки, выучили пальчиковые потешки, сложили рыбку  из палочек, фишек или пуговиц. Хорошо, в такие моменты показать небольшие видеосюжеты по теме, рассказывать и обращать внимание ребенка на детали, сходство и различие. Таким образом, идет обогащение  пассивного словарного  запаса.

Игра «Разноцветный сундучок» 

Из шкатулки или коробки ребенок по просьбе взрослого достает предмет (детали конструктора, фишки, лоскуты ткани) того или иного цвета. Акцент в речи делаем на ЦВЕТ и глагол действие «ДАЙ»: Дай Красный, Дай Синий. И т.д.

Игра «Домики».  Построите с ребенком из природного материала большой дом и маленький домик. Расселите животных: мама –белка в большой, а бельчонок- в маленький домик, кошка  -котенок, собака-щенок. Ребенок сортирует предметы по размеру и учиться называть маму и детенышей. Придумайте  и расскажите историю по ходу игры.

Совместная деятельность с ребенком: приготовление еды, мытье посуды, стирка и другие бытовые виды работы не только приучают ребенка к труду и самостоятельности, но и являются стимулированием речевой активности, воздействуя на сенсорно-моторном уровне на речевые центры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей Ребенок не говорит (основные причины появления задержки речевого развития)

С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами прихо­дят на прием мамы двух -трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае трево...

Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит..."

  Консультация предназначена родителям детей 3-4 лет с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающи...

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему?"

Современные дети к 5-5,5 годам, как правило, овладевают всей системой родного языка. Пятилетний ребенок четко произносит все звуки; говорит связно, используя в своей речи сложные предложения (до 10 и ...

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?"

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Консультация для родителей:«Ребенок не говорит. Что делать?» Итак, вашему ребенку уже три года, а он еще не говорит. Что же делать?Прежде всего, запастись терпением.Безусловно, начина...

Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит"

laquo;Если ваш ребёнок плохо говорит…».Учитель-логопед: Бочагова Е.А.Содержание:Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы логопеда.Ответы на вопросы родителей....

Консультация для родителей "Ребенок не говорит, что делать?" автор Новоселова Юлия

В последнее время я, как учитель-логопед, все чаще сталкиваюсь с "безречевыми" детьми, у которых отсутствует речь....